Часть полного текста документа:Уравнение прибыли с одним неизвестным Брюс Хендерсон (Bruce Henderson), основатель Boston Consulting Group, одной из крупнейших консалтинговых компаний мира Уравнение прибыли имеет три переменных: цену, объем и издержки. Из них цена - наиболее распространенный кандидат для манипуляций, так как изменение других параметров не влияет на прибыли всех игроков. Совокупность этих переменных - то, что рождает мечты об "индустриальной мудрости" как пути к повышению рентабельности за счет повышения цен. Фактически и объем, и издержки легче изменить, чем отраслевой уровень цен. Усилия по изменению отраслевых цен могут заставить их пойти на спад и затем выровняться на среднестатистическом "уровне моря". Цены выше среднеотраслевых неизбежно будут привлекать дополнительные мощности до тех пор, пока не будут снижены. Сниженные цены не позволяют заменять или наращивать мощности до тех пор, пока не будут повышены цены. Это следствие экономического трюизма, заключающегося в том, что конкуренция приводит к снижению цен до уровня издержек или же издержки поднимаются до уровня цен. Последствия роста цен предсказуемы. В лучшем случае другие производители будут следовать за лидером и произойдет существенное повышение цены. Но это, в свою очередь, даст возможность другим конкурентам ввести новые мощности и энергичнее выходить на рынок, чтобы загрузить их. Обычный результат представляет собой искусственную цену на продукт в прайс-листе, которая скрывает реальное снижение стоимости, произошедшее за счет компании, занимающей ведущее положение на рынке. Из-за повышения цен лидером сокращение его прибыли временно незаметно - до тех пор, пока чуть позднее он не решит, что должен сохранить свою долю рынка. Тем временем он уже субсидировал вторжение конкурентов на свою долю рынка и оправдал их инвестиции в расширение объема производства. В краткосрочном периоде другие, возможно, не последуют его примеру. Следовательно, ему придется не только отказаться от повышения цен, но также пережить некоторую потерю объема рынка. В более долгосрочном периоде последствия будут совсем другими - доля рынка будет определяться тем, кто имеет производственные мощности и кто может максимально успешно их использовать. В долгосрочном периоде обслуживание или рост мощностей почти всегда являются функциями от прибыли в прошлом и ожиданий прибыли в будущем. На длинных отрезках времени прибыль и ожидания прибыли основаны на ожидаемых относительных издержках и финансовых ставках. Как следствие, краткосрочное повышение цен в промышленности имеет тенденцию стимулировать рост производства и обеспечивать поток денежных средств для оправдания этого роста. Все это - простая классическая экономика, но ее стратегические аспекты заметны не сразу. Если вы имеете самые низкие издержки при номинальном объеме производства, то вам будет выгодно удерживать цены достаточно низкими все время, чтобы "отговорить" конкурентов от инвестиций в расширение производства - если, конечно, вы можете управлять ценами и при этом оставаться на уровне номинальной мощности. Кроме того, в ваших интересах инвестировать в расширение мощностей до тех пор, пока вы можете это делать, и при этом сохранять ваше преимущество по издержкам. ............ |