Урок литературы “Война - жесточе нету слова “
по произведениям писателей-фронтовиков о Великой Отечественной войне
Цели и задачи урока:
- создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца;
- развитие словесно-логического, критического мышления учащихся путем аналитического чтения текста;
- формирование интереса и уважения к истории Отечества, воспитание патриотизма.
Оборудование:
- слайд-шоу «Великая Отечественная война в литературе»;
- постеры «Война и Мир»;
- музыкальное оформление (песни военных лет);
- фотографии военных лет.
Ход урока.
I.Слово учителя. 3 минуты
- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. В нынешнем году мы празднуем 65-летие со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок посвящен произведениям русской литературы, посвященным этой теме.
1 слайд. «Великая Отечественная война в литературе».
Эпиграфом к нашему уроку станет отрывок из стихотворения Александра Твардовского (Чтение отрывка из стихотворения).
2 слайд. А.Твардовский «Война – жесточе нету слова…»
II.Индуктор. 2 минуты
Вас нет еще: вы – воздух, глина, свет;
О вас, далеких, лишь гадать могли мы, -
Но перед вами нам держать ответ.
Потомки, вы от нас неотделимы.
Был труден бой. Казались нам не раз
Незащищенными столетий дали.
Когда враги гранатой били в нас,
То и до вас осколки долетали.
(Степан Щипачев «Потомкам»)
Слово учителя.
- «Когда враги гранатой били в нас, То и до вас осколки долетали», - как вы понимаете эти слова поэта? Долетели ли до нас, людей, живущих в XI веке, осколки Великой Отечественной войны? (Я думаю, такой осколок есть и должен быть в сердце каждого из нас. Пока существует человечество, эти осколки должны бередить нашу память, тревожить душу, напоминать об ужасах войны, которые довелось пережить поколению наших дедов и прадедов).
Ш. Ассоциативное поле «Война». 5 минут
- Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне.
ВОЙНА
- А знаете ли вы, сколько человеческих жизней унесла война за четыре года?
3 слайд «Страшная арифметика войны»
IV. Целеполагание. 3 минуты
- Ребята, мы составили представление о войне на основе ваших первичных знаний. Посмотрите, как много вы уже знаете о войне. Может быть, этого достаточно, нужно ли продолжать работу по этой теме и тем более читать произведения о войне? Ведь и так все ясно?
- Итак, давайте сформулируем цели нашего урока: сегодня мы анализируем художественные произведения о войне для того, чтобы … («увидеть», какой была война на самом деле, окунуться в страшные реалии героического прошлого нашего народа, понять, что чувствует человек в нечеловеческих условиях и что помогает ему оставаться человеком).
V. Слайд-шоу «Лейтенантская проза». 5 минут
- Сегодня мы с вами обсуждаем произведения писателей-фронтовиков, давайте познакомимся с ними.
4 слайд. «Правда о войне в произведениях послевоенной литературы»
5 слайд. «Лейтенантская проза» (краткая характеристика течения)
6 слайд. «Писатели на войне»
7 слайд. Д.Самойлов «Как это было…»
8 слайд. «В.Некрасов – основоположник «лейтенантской прозы»
9 слайд. «Писатели-фронтовики»
10 слайд. Вячеслав Кондратьев
11 слайд. Василь Быков
12 слайд. Константин Воробьев
VI. ............