Часть полного текста документа:Уроки по рассказам Андрея Платонова "Корова" и "Июльская гроза" Галина Медведева г. Александров, Владимирская область Рассказ "Корова" Урок1 Рассказ "Корова" читает учитель, интонационно выделяя ключевые слова, предложения. В оставшееся время учащиеся делятся впечатлениями от прочитанного. Примерные вопросы: Как вы думаете, о чём этот рассказ? Каково ваше настроение после прочтения? О чём хочется думать, говорить? Может, вам захотелось посидеть в тишине и подумать о чём-то очень важном? Домашнее задание. Собрать материал о Васе (портрет, какова мечта мальчика, что мы знаем о его родителях). Урок2 На этом уроке предстоит выяснить, что за герой перед нами и каковы его отношения с миром. Поэтому урок начинается с проверки домашнего задания. -Что вы узнали о Васе Рубцове? ("Сын хозяина" коровы, "он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома и учился там в четвёртом классе", "Вася любил ходить в школу", жил он на маленьком дворе путевого сторожа. ) -Может ли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему? (Эти общие сведения дают право сказать, что Платонов говорит о человеке вообще, в данном случае - о ребёнке. ) -О чём мечтают дети такого возраста, как Вася? О чём мечтаете вы? Посмотрим, о чём мечтает Вася. (". . . Слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир, которого он ещё не знал, который был, как он думал, вдали от него. Нил, Египет, Испания, Дальний Восток, великие реки. . . - всё это волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним". ) -Это мечта обычного ребёнка. Но в чём её особенность? (Необычна мечта мальчика по масштабам, по её наполнению, по содержанию. ) -Назовите события, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому - встреча мальчика с неизвестным человеком. (Пересказ эпизода со слов "Однажды благодаря тихому ходу поезда. . . " до слов ". . . надо было жить дальше и думать и чувствовать другое". ) -Каково лексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это слово автор? Какие моральные качества ценит Платонов? Запишите в тетрадь свои размышления. Попытаемся пронаблюдать, проанализировать отношения Васи с миром людей и миром природы. -Скажите, в какое время года происходит действие в рассказе? (Учитель зачитывает описание осени так, чтобы ребята услышали обилие шипящих и свистящих звуков: "стояла осень", "пустые, отрожавшие, отшумевшие поля, выкошенные, заглохшие, скучные", "сейчас начинались вечерние сумерки", "серой наволочью", небо "смежалось тьмою", "ветер, что весь день шевелил остья скошенных хлебов и голые кусты, омертвевшие на зиму, теперь сам улёгся в тихих, низких местах земли и лишь еле-еле поскрипывал флюгаркой", "песнь осени". ) -Чьими глазами мы воспринимаем эту картину? Охарактеризуйте человека, который так глубоко чувствует природу. (Вася живёт в гармонии с природой, в состоянии единения с ней. ) -Перескажите эпизод встречи Васи с машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога. ............ |