Часть полного текста документа:Уроки священного писания Зулумханов А. Давуд О наблюдении (вместо предисловия) Наблюдение - результат абстрагирования. Наблюдатель и наблюдаемое - не есть одно и то же: между ними должна быть граница. Иначе все сольется. Чтобы различить наблюдаемое, наблюдатель должен различить его границы, за которыми должно быть ненаблюдаемое. Итак, для того, чтобы происходило наблюдение должно быть минимум три элемента: наблюдатель, наблюдаемое и ненаблюдаемое. Уберем ненаблюдаемое. В этом случае, наблюдаемое исчезнет тоже. Наблюдаемое перестанет иметь границы, за которым должно было бы быть ненаблюдаемое, а его нет, значит, и границ его нет. Но тогда исчезнет и сам наблюдатель, потому что вне его ничего различить нельзя, и различить границу между собой и внешним тоже нельзя, потому что для этого надо взглянуть на себя со стороны. А взгляд со стороны опять должен различить границу между наблюдаемым и ненаблюдаемым. А последнего, как мы допустили, - нет. Теперь попробуем удалить наблюдаемое. Результат будет тот же. Уберем наблюдателя. Есть наблюдаемое и есть ненаблюдаемое... но т.к. нет наблюдателя, то их, как будто, тоже нет. Но они есть... Только их пока никто не наблюдает. Все начнется с появлением первого наблюдателя. И к его появлению все уже должно быть готово: кто-то должен "сотворить" наблюдаемое и ненаблюдаемое. В дальнейшем, в данной работе, выражения "Бог", "Святой Дух", "душа" и т.д., будут пониматься не в традиционно-религиозном смысле, а как обозначения уровней абстрагирования. Сотворение мира "В начале сотворил Бог небо и землю" [Быт. 1, 1]. Понятия небо и земля - основополагающие для первых трех глав Библии. Они составляют начало отсчета. И здесь небо и земля - не привычные для нас небо и земля, а абстрактные понятия, обозначающие соответственно наблюдаемое и ненаблюдаемое. В современном словаре наиболее близкими по смыслу словами, которыми можно было бы обозначить небо и землю, являются, соответственно, слова Ничто и Мир. Вначале земля и небо (Мир и Ничто) еще неразличимы, о чем и говорит стих второй: "Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою". [Быт. 1, 2]. Земля, что безвидна, и тьма над бездною (т.е. небом)... Что это значит? И о какой воде идет речь? Здесь, земля - все, что может быть наблюдаемо, вся вселенная (Мир); небо - ненаблюдаемое, недоступное наблюдению, то, что находится за пределами Мира (т.е. Ничто). Вначале неразличима еще граница между землей и небом, т.е. не разделены еще Мир и Ничто ("земля... безвидна...", "и тьма над бездною") и потому они оба - нечто единое, безграничное, бесформенное, неразличимое, что названо водою. В современном словаре наиболее подходящим словом для обозначения этого понятия является слово Бытие. Над водою носился Дух Божий. Если вода впоследствии будет разделена на небо и землю, то Дух Божий не относится ни к небу, ни к земле, т.е. ни к наблюдаемому, ни к ненаблюдаемому (ни к Миру, ни к Ничто). Он не может быть различим, наблюдаем человеком. Он имеет псевдограницу только с водой. Причем, где именно проходит эта граница - неизвестно. ............ |