Часть полного текста документа:Ушедшие в арктическое небо Бурыкин А. А. В память о Сигизмунде Леваневском и его экипаже 12 августа 1937 года - день, вошедший в историю отечественной авиации как день начала третьего перелета советского самолета из Москвы через Северный Полюс в Соединенные Штаты Америки. И вот уже много лет следующий за ним день, 13 августа, отмечается среди авиаторов и полярников как день гибели экипажа самолета, ушедшего в этот полет - самолета ДБ-А, более известного под номером "Н-209", с экипажем из шести человек: командир - Герой Советского союза Сигизмунд Леваневский, второй пилот - летчик-испытатель Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, заводской техник Николай Годовиков, бортмеханик полярной авиации Григорий Побежимов, радист Николай Галковский. В 1939 году, по прошествии двух лет со времени трагедии самолета "Н-209" и его экипажа, вышла в свет книга Макса Зингера "Сигизмунд Леваневский"[1], представляющая собой подробную биографию известного полярного летчика. Эта книга до сих пор имеет непреходящую значимость для всех, кто интересуется историей отечественной авиации. Особую ценность этому изданию придают письма С. А. Леваневского к жене и детям, написанные им в середине и в конце 1936 года во время его командировок в США, а также все (или почти все) известные на то время радиограммы, принятые с самолета "Н-209" от времени старта до точки Северного полюса. Второе издание этой книги, вышедшее под другим названием почти двадцать лет спустя[2], напротив, лишено научной ценности - из него были изъяты не только радиограммы с самолета "Н-209", но и все страницы, рассказывающие о пребывании С. А. Леваневского, В. И. Левченко и Г. Т. Побежимова в Америке; были сокращены и другие разделы книги. После долгого забвения закончившегося трагедией последнего трансарктического перелета, которое прерывалось лишь фрагментами воспоминаний летчиков-представителей полярной авиации старшего поколения и единичных газетных материалов[3], с конца 70-х годов стал расти интерес к судьбе экипажа самолета "Н-209". Одной из первых публикаций, положивших начало долгому рассказу о летчике Леваневском и его экипаже, подготовке и ходе полета через Северный полюс, стала статья Ю. П. Сальникова "Сигизмунд Леваневский" в журнале "Уральский следопыт"[4]. Несколько позднее появился целый ряд статей в журналах "Вокруг света" и "Техника-молодежи", а также много интересных газетных материалов, которые имеют значение для изучения истории поиска самолета "Н-209" и судьбы его экипажа. В энциклопедии "Авиация"[5] есть статья о Сигизмунде Леваневском, кавалере Золотой звезды Героя Советского Союза под номером 2. В этом же издании в статье об авиаконструкторе В. Ф. Болховитинове упоминается тяжелый бомбардировщик ДБ-А, но нигде не говорится, что самолет ДБ-А и самолет "Н-209", на котором погиб Леваневский с экипажем - это одна и та же машина. Кроме Леваневского, более никто из членов экипажа самолета "Н-209" не удостоился отдельной статьи в этой энциклопедии - впрочем, в ней по необъяснимым причинам пропущено немало имен наших выдающихся полярных летчиков. Об экипаже Леваневского, ходе перелета и его подробностях, известных нам по принятым радиограммам, рассказывают книги наших знаменитых полярников И. Д. Папанина[6], Э. Т. Кренкеля[7], Е. ............ |