ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Институт педагогики, психологии и социологии
Психолого-педагогический факультет
Андрианова Светлана Александровна
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЯ И РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ
(дипломная работа)
Допустить к защите: Научный руководитель:
зав. Кафедрой общей педагогики,
ст. преподаватель кафедры
общей проф. Лукина А.К.
педагогики Волкова М.А.
Подпись
Красноярск 2008
Содержание:
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Особенности развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве …………………………………………………………………..6
1.1 Особенности развития ребенка в период раннего детства ……………….6
1.2 Роль общения с родителем в развитии ребенка раннего возраста …….12
1.3 Становление взаимодействия родителя и ребенка раннего возраста …..16
Глава 2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка раннего возраста …………………………………………………………………………24
2.1 Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с ребенком …………………………………………………….24
2.2 Условия развития взаимодействия родителей и ребенка в раннем детстве …………………………………………………………………………………….30
Глава 3 Анализ влияния выделенных условий на развитие взаимодействия родителя и ребенка ………………………………………..34
3.1 Материал и методы …………………………………………………………36
3.2 Результаты исследования ………………………………………………….44
Выводы ………………………………………………………………………….48
Литература………………………………………………………………………49
Приложения …………………………………………………………………….51
Введение
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отношений, неэффективности директивных отношений в семье.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями, кризисом института семьи. Смена идеологических ориентиров или их отсутствие создают трудности, с которыми приходятся сталкиваться современным родителям. Родителям не хватает элементарной психологической грамотности для разрешения своих проблем [28]. Поэтому часто наблюдается искажение детско-родительских отношений либо в сторону тревожности и гиперопеки либо отстраненности от ребенка, переложение воспитательных функций на образовательные учреждения, развивающие центры, растет показатель социального сиротства.
В современном обществе при наличии большого количества развивающих, досуговых центров для детей, открытым доступом к образовательным услугам педагогов, психологов с одной стороны, и занятостью родителей, дефицитом времени для воспитания ребенка, потерей значимости института семейного воспитания с другой, остро стоит проблема ответственного родительства. ............