Часть полного текста документа:Успешный "управляющий ростом": какой он? Татьяна Андреева, аспирант факультета менеджмента СПБГУ Почему именно сегодня - управление ростом? В середине девяностых отечественные компании условно можно было разделить на две группы - одни пытались преодолеть груз "советского прошлого", другие, созданные "с нуля", решали проблемы становления. Но и у тех, и у других самой важной задачей было выживание в суровом мире. Затем был кризис 1998 и оживление экономики, когда многие "наслаждались" возможностью развиваться в отсутствии иностранных конкурентов и активно наращивали свои позиции на рынке. В этот период рост был само собой разумеющимся "приложением" к толковому руководителю. Однако в последнее время рост вдруг "вышел из-под контроля", и управление им стало одной из самых актуальных тем, которой интересуется все больше и больше управленцев. На наш взгляд, это происходит потому, что период "саморазвития", основанного на общей позитивной экономической конъюнктуре, подходит к концу, и многие российские компании оказались на пороге нового этапа в своем развитии. Вот только некоторые факторы и события, которые, на наш взгляд, способствуют этому: · заканчивается этап "естественного" развития, имевший место благодаря кризису 1998 года и последующему оживлению экономики. Сегодня потребители становятся все более требовательными к качеству, иностранцы возвращаются на рынок, и для того, чтобы продолжать расти, необходимо серьезно совершенствоваться. · усугубляет ситуацию подготовка и широкое обсуждение вступления России в ВТО. Риск конкуренции с иностранцами заставляет многих думать о путях защиты своих возможностей роста. · размеры многих бизнесов вышли за пределы "коротких штанишек" объединенных собственности и управления, и многие талантливые предприниматели, стоящие во главе бизнеса, ощущают, что, управляя привычными методами, они уже не успевают отслеживать все важные направления развития. · состояние "ожидания подвоха" еще не покинуло многих руководителей - несмотря на стабилизацию ситуации во многих секторах экономики многие из них все еще каждый день ждут новый кризис. В такой ситуации выпустить из своих рук контроль за бизнесом, в особенности если он сам так и рвется из "своих штанишек", становится очень сложно и страшно. Перед менеджерами возникают нелегкие вопросы: как дать ему расти, "не разбив коленок" и "не сломав шею"? · дефицит квалифицированных функциональных управленцев и профильных специалистов. На рынке труда есть сегменты, где не только нет безработицы, а скорее наоборот - компании соревнуются между собой, чтобы заполучить и удержать специалиста. А без таких специалистов обеспечить рост нелегко... Как ростом пытаются управлять... И потому сегодня многие руководители осознают, что те методы и приемы, которые эффективно работали еще вчера, обеспечивая стабильный рост компании, перестают приносить желаемые плоды. Естественно, для того, чтобы изменить ситуацию, руководители пытаются предпринимать какие-либо мероприятия. Как показывает наш опыт, чаще всего используются следующие меры: - стандартизация управления в компании (формализация бизнес-процессов, стандартизация документооборота, описание всех внутренних процедур, и т.д.) - создание системы четкого и строгого контроля за каждым действием работников (в том числе на базе стандартизации). Кроме того, нередко эти решения сопровождаются активным и повсеместным внедрением информационных технологий, которые так популярны сегодня. К чему же это может привести? Думаю, многим близок следующий пример: генеральный директор, собственник, талантливый предприниматель - все в одном лице. ............ |