I. Проблема происхождения устной речи.
1. Объективная сложность проблемы; источники материала для её решения.
Психолингвистика изучает, каким образом на основе определённых закономерностей язык усваивается, понимается и воспроизводится людьми. В психологии и философии проблему речи обычно ставят в контексте: мышление и речь. Антропология рассматривает вопрос возникновения речи в свете развития эволюции человека (процесс усовершенствования речевого аппарата, процесс развития головного мозга). Физиология изучает вопрос о восприятии и порождении речи человеком (теория Павлова). Что же касается специалистов в области языковой психологии, то их больше интересует, каким образом человек более или менее эффективно общается на своём языке.
Общение – очень сложное явление, которое изучается целым рядом наук: психологией, в том числе социальной, и социологией – со стороны индивидуальных и групповых черт общающихся с позиции социальных ролей говорящих; лингвистикой и психолингвистикой – со стороны специфики языковых и речевых единиц общения, разнообразия текстов с точки зрения композиции, стилей и жанров и т. д.; этнографией – со стороны национальной и групповой специфики общения, в том числе общения ритуального, обрядового; даже врачи-психиатры изучают общение с точки зрения разного рода болезненных нарушений и способов их преодаления.
2. Многообразие гипотез происхождения языка.
1. Логосическая теория (от греческого LOGOS – понятие, разум, мысль).
В легендах обозначились две точки зрения на происхождение языка.
Язык не от человека. Язык от человека.
Внечеловеческое происхождение языка первоначально объяснялось как «божественный дар». Уже в средневековье появилась другая формулировка: «Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов» (Григорий Нисский, IVв. н.э.). Позже Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) рассматривал язык как деятельность человеческого духа. Взятые в совокупности концепции о возникновении языка как развитии духа настолько глубоки и серьёзны, что XXI век со своими новыми данными возвращается к ним, наполняя их современным содержанием.
2. Теория звукоподражания (Платон, стоики, Лейбниц(1646-1716), Уитней).
Данная теория заключается в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать этим звукам своим речевым аппаратом. Отрицать звукоподражательные слова в языке нельзя, но думать, что таким механическим и пассивным образом возник язык, было бы совершенно неправильно.
Язык возникает и развивается у человека совместно с мышлением, а при звукоподражании мышление сводится к фотографии. Наблюдение над языками показывает, что звукоподражательных слов (ку-ку, кукушка, куковать) больше в новых, развитых языках, чем в языках более примитивных народов. Это объясняется тем, что, для того чтобы подражать звукам, надо в совершенстве уметь управлять речевым аппаратом, чем первобытный человек с неразвитой гортанью не мог владеть.
3. Теория междометий (эпикурейцы, В. Гумбольдт, Я. Гримм, Ж-Ж Руссо).
Теория заключается в том, что первобытные люди инстинктивные животные вопли превратили в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции, откуда потом произошли все иные слова. ............