Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Направление: Социокультурное.
Секция: Язык. Речь. Текст.
УТЕРЯННЫЕ БУКВЫ РУССКОГО ЯЗЫКА
Исполнитель: ученица 9 Б класса
МОУ № 10
Иванова Анастасия
Екатеринбург
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 Родной язык – главный фактор развития человека
1.2 Древнерусский и старославянский языки
1.3 О важности изучения древнерусского языка
1.4 Из истории древнерусского языка: дописьменный и письменный периоды
1.5 Абэцэ, абевега, азбука, алфавит
1.6. Влияние греческого и латинского алфавита на древнерусский алфавит
1.7 Древние славянские алфавиты: а) кириллица, б) глаголица
1.8 Сопоставление древнеславянской (древнерусской) буквицы и алфавита современного русского языка
1.9 Из истории русской орфографии: употребление «лишних» и дублетных с фонологической точки зрения букв кириллицы
1.10 О введении в русский алфавит новых букв
1.11 Названия и начертания букв алфавита современного русского языка
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 О пословицах и поговорках
2.2 Пословицы и поговорки, включающие буквы древнеславянской азбуки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Знание прошлого – это ключ к пониманию настоящего. Крайне важно слышать голос предков, почувствовать себя частицей исторического потока, не прерывающегося в течение веков и тысячелетий. Славяне – особый народ с неповторимой исторической стезей, абсолютно по-иному воспринимающий окружающую действительность во всех ее проявлениях. Материальная жизнь древних славян, развитие их социальных отношений, духовная жизнь нашли отражение в их языке. При этом выявляются как некоторые унаследованные от предшествующих состояний явления, так и новые, сформировавшиеся именно в праславянскую эпоху представления и понятия, облеченные в словесную форму, а также то, что получило развитие уже в отдельных славянских языках отдельных групп славянства. Язык оказывается наиболее прочной, содержательной и богатой исторической памятью славянства.
Вышесказанное определяет актуальность нашего исследования, поскольку древнерусский язык был и остается важным историческим источником для изучения общественного строя и общественных отношений, материальной и духовной культуры миграций – всей жизни древнерусского народа и его предков.
Объект исследования: алфавит русского языка.
Предмет исследования: исчезнувшие буквы русского алфавита.
Цель работы: выявить, где в современном русском языке встречаются исчезнувшие буквы древнеславянского алфавита.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования и разработать методику исследования;
2) сопоставить древнерусский алфавит и алфавит современного русского языка и выявить исчезнувшие буквы русского алфавита;
3) отобрать и рассмотреть пословицы и поговорки, в которых используются исчезнувшие буквы русского алфавита;
Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русского языка непосредственно на уроках, в спецкурсе по истории русского языка, а также при проведении дальнейших исследований в данном направлении.
Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач. ............