Часть полного текста документа:СИСТЕМА ФУРЬЕ. Фурье происходил из малокультурной семьи, принадлежащей к средней торговой буржуазии Безансона. Он учился в провинциальной школе, рано был вынужден прервать своё образование, чтобы поступить приказчиком в торговое предприятие. В течение значительной части своей жизни он зарабатывал средства к существованию в качестве торгового или конторского служащего. Большую часть своих знаний Фурье приобрёл путем самообразования. Отсутствие систематической школы наложило свой отпечаток на его систему, отразившись особенно сильно на её общей теоретической части. В своей философии Фурье в основном примыкает к "теософскому" течению философской мысли XVIII в., хотя он испытал на себе несомненное влияние буржуазного "просвещения". Центральным понятием в философии Фурье является понятие бога. Бог есть сила, приводящая мир в движение, активный принцип бытия. Наряду с ним, как принципы, не сотворенные богом, стоят материя и математика *. Но хотя материя и не сотворена, сама по себе она пассивна, движение материи даётся ей богом. Поскольку математика также не зависит от бога в своем бытии, бог должен согласоваться с ней в своем творении и в управлении сотворенным им из материи миром **. В движении материи существует, таким образом, математическая закономерность. Но она подчинена закономерности теологической, как средство - цели. Мир организован богом из материи при помощи математики как целесообразный организм. Все в нем происходит по некоему провиденциальному плану. Познать основные причины того или иного движения значит, для Фурье, познать цели, руководящие божеством, которое это движение вызывает. Задача науки - понять законы, управляющие движением. Но так как эти законы даны материи богом, то понять их значит открыть цели божества, постигнуть мир в его божественном предназначении. Божество в системе Фурье далеко не абстракция. Бог - личность с рядом определённых личных свойств, отпечатлевающихся в его творении. В действительности имеет место, конечно, обратный процесс: не бог наделяет мироздание своими свойствами, а Фурье наделяет бога теми свойствами, какие он считает присущими мирозданию: интегральное направление движения при помощи притяжения, единство системы, распределительная справедливость и т. д.*. Помимо этих общих свойств, бог обладает страстями, аналогичными страстям человека, в том числе, страстью к разнообразию и интриге. Ещё существеннее, что бог стремится иметь в своей деятельности соучастника: таким соучастником бога является человек. Весь сотворенный мир, по учению Фурье, аналогичен творцу, отражает его свойства. Кроме того, весь сотворенный мир подчинен законам математики во всех своих частях. В этом основа провозглашаемого Фурье универсального закона всеобщей аналогии. Вселенная подобна богу; человек подобен вселенной или, как часто выражается Фурье, является зеркалом вселенной. Так Фурье приходит по существу к христианскому учению о сотворении человека "по образу и подобию божьему". Закон всеобщей аналогии Фурье считает весьма существенной частью своего учения, он широко пользуется им для подтверждения своих положений. Так, стремясь уяснить природу страстей человека, он проводит параллель между ними и музыкальными тонами или цветами; фазы развития общества он сравнивает с фазами развития небесных тел и т. ............ |