Часть полного текста документа:В поисках идентичности В.Я.Фетисов Социология внедряется в нашу высшую школу, оказывая воздействие на социогуманитарную подготовку студентов в целом. Степень этого воздействия определяется тем, насколько она отражает современное состояние социологической науки и, вместе с тем, сопрягается с российской действительностью, обладает высоким теоретическим уровнем и несет в себе ощутимый заряд прагматичности, имеет собственное "лицо" и сочетается с другими курсами, является доступной для студентов и зовет их к размышлениям и поискам. Процесс становления социологии как учебной дисциплины, отвечающей современным требованиям, сложен и противоречив. Так, открывшийся доступ к отечественному и зарубежному наследию порой оборачивается абсолютизацией одних и игнорированием других направлений и персоналий. Нередко за последнее слово науки выдается то, что в действительности отражает реалии давно минувших дней. Имеет место и просто копирование западной учебной литературы. Все это можно понять. Переживаемый Россией тотальный и затяжной кризис, состояние аномии понуждают "выхватывать" из накопленного арсенала различные концепции в надежде найти в них спасительный компас и тем самым заполнить образовавшийся вакуум. Однако, как известно, нельзя жить чужим умом, точно также как невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Поэтому один из существенных недостатков преподавания социологии видится в дистанцировании его от российской действительности. Поэтому, основная задача данной дисциплины - формирование социологического мышления и осуществление на этой основе анализа прежде всего своего общества, его проблем и способов их решения. Степень эффективности преподавания социологии, в конечном счете, определяется именно тем, насколько успешно решается указанная задача. Этот критерий все более выдвигается на первый план по мере перехода социологии от экстенсивного к интенсивному этапу развития. Данный же переход связан с поиском и реализацией социологией своей специфики, идентичности, осуществляющихся посредством саморефлексии, критического осмысления основных течений и самой действительности. О современном состоянии социологии как вузовской дисциплины можно судить по учебной литературе. За последние годы вышло около пяти десятков учебников, пособий и курсов лекций. Обстоятельный их анализ требует времени и коллективных усилий. В определенной мере такая работа ведется "Социсом" и "Социально-политическим журналом", где опубликован ряд интересных статей, рецензий и обзоров. Однако, представляется, что ее нужно вести более активно и целенаправленно. Необходим мониторинг выходящей литературы с тем, чтобы новые издания учитывали достижения и недостатки своих предшественников и шли дальше, чтобы количество превращалось в новое качество. При этом особенно важно учитывать концептуальный подход к изложению социологии, проявляющийся в определенном понимании ее специфики и, следовательно, ведущий к соответствующей трактовке ее предмета, содержания, структуры и функций. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть специфику социологии с точки зрения соотношения в ней двух основных направлений и ориентаций - социологических реализма и номинализма. Суть социологического реализма состоит в том, что за основу общественной жизни берется общество, различные социальные группы и институты. ............ |