Часть полного текста документа:Варлаам Хутынский Карпов А. Ю. Варлаам (в миру Алекса Михайлович), основатель и первый игумен новгородского Спасо-Преображенского Хутынского монастыря († после 1200?). Биографические сведения об игумене Варлааме скудны. Известно, что он родился в Новгороде. Летопись называет его мирское имя - Алекса (т. е. Алексей) и отчество - Михайлович; в позднейших редакциях Жития приводится и имя его матери - Анна. Согласно позднему новгородскому преданию, родители Варлаама жили на Яковлевой улице, в Неревском конце; место это впоследствии было отмечено крестом, а затем часовней. Согласно другому позднему преданию, родители Варлаама приняли пострижение и были погребены в новгородском Рождества Богородицы Лисицком монастыре, где будто бы принял пострижение и сам Варлаам (о существовании этого монастыря в XII в. можно говорить лишь сугубо предположительно). Древнее же Житие самого Варлаама рассказывает следующее. Отрешившись от мира, он вместе с несколькими своими сверстниками, "вячшими" новгородцами (т. е. представителями новгородской знати), в числе которых Житие называет братьев Феодора и Порфирия (Прокшу) Малышевичей, удалился на Хутынь, пустынную местность на правом берегу Волхова, в 10 км от Новгорода, где принял монашеский постриг от некоего священноинока (поздние редакции Жития называют его имя - Порфирий) и основал иноческое поселение. Новгородская Первая летопись датирует основание обители 1192 г., что, вероятно, имеет в виду правильную организацию монастыря, признание его церковными властями: "Въ то же лето постави цьрковь вънизу на Хутине Варламъ цьрнець (чернец. - А. К.), а мирьскымь именьмь Алекса Михалевиць, въ имя Святого Спаса Преображения; и святи ю владыка архепископъ Гаврила на праздникъ (6 августа. - А. К.), и нарече манастырь". Монастырь был основан Варлаамом на его собственные средства. Сохранилась подлинная данная грамота Варлаама основанной им обители на земли с угодьями, челядью и скотом; "се же все далъ Варламъ, Михалевъ сынъ, Святому Спасу". Варлаам пользовался значительным авторитетом в Новгороде. Житие рассказывает о его многочисленных чудесах, причем свидетелями этих чудес и собеседниками Варлаама выступают князь Ярослав (Ярослав Владимирович, княжил в Новгороде в 1182-1184 и 1187-1196) и не названный по имени новгородский архиепископ (скорее всего, Гавриил-Григорий, 1186/87-1193). Относительно времени кончины преп. Варлаама показания разных летописей и Жития существенно расходятся. Новгородская Первая летопись ничего не сообщает об этом. В Новгородской же Четвертой, Новгородской Карамзинской и некоторых других летописях названо 6 ноября 1193 г. (в списке Никольского Новгородской Четвертой летописи 1192 г.). Явная ошибка присутствует в ряде летописей XVII в., где кончина преподобного показана под 1243 г.; здесь преп. Варлаам перепутан с другим хутынским иноком Варлаамом - новгородским боярином Вячеславом Прокшиничем, принявшим пострижение в Хутынском монастыре и действительно скончавшемся в 1243 г. В литературе, однако, было высказано сомнение и в отношении даты 1193 г. Дело в том, что ей явно противоречат показания Жития преп. Варлаама. Согласно проложной (древнейшей) редакции Жития (известна в рукописях с первой четверти XIV в.), основатель Хутынского монастыря преставился уже после возвращения в Новгород из Царьграда будущего новгородского архиепископа Антония (в миру Добрыни Ядрейковича); последний же посетил Царьград в 1200 г. ............ |