Часть полного текста документа:Вайшешика-сутры Вайшешика-сутры (санскр.), собрание сутр философской школы вайшешика, датируемое примерно 2 в. В комментарии Чандрананды (9 в.) текст Вайшешика-сутр делится на 10 разделов, из которых первые семь содержат по две главы. Раздел I посвящен шести категориям вайшешики, это субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманья), особенное (вишеша) и присущность (самавая). Первые три вначале получают определения через перечисление их видов (субстанций - 9, качеств - 17, движений - 5), а затем как субстанция - локус ("местопребывание") качеств, действий и их "присущная причина"; качество - то, что локализуется в субстанции, само не обладает качествами и не является причиной соединений и разъединений, движение - то, что локализуется лишь в одной субстанции, не обладает качествами и является независимой причиной соединений и разъединений. Субстанции, качества и движения относятся к общему и особенному. Только общее - бытие как таковое (бхава), общее и особенное - субстанциальность, качественность и т.д. (особенное по отношению к бытию и общее - по отношению к "подчиненным" им разновидностям); только особенное - неразложимые далее элементы классов. Существование (сатта) - "источник применения атрибута "есть" к субстанциям, качествам и действиям", онтологически инаковый, однако, по отношению к ним. Предметы раздела II: качества субстанций, выводные знаки (линга) существования объектов, время, феномен сомнения и звук, который методом исключения может быть отнесен только к качествам. В разделе III обосновывается существование субстанциального Атмана, различаются виды некорректных аргументов умозаключения, выводится наличие ума-манаса как внутренней ментальной способности; составитель Вайшешика-сутр полемизирует с тремя оппонентами: другими вайшешиками, отрицающими возможность логического выведения Атмана, материалистами, отрицающими его отличие от тела, и ведантистами, отрицающими его множественность. В разделе IV рассматривается природа атомов, условия и способы восприятия субстанций и качеств, состав органического тела (которое, по Вайшешика-сутрам, состоит только из земли). В разделе V классифицируются движения и вводится понятие "невидимого" (адришта), ответственного прежде всего за движения ненаблюдаемые, в том числе соединение Атмана с умом-манасом, в результате которого происходит перевоплощение (сансара) - непоявление нового тела есть "освобождение" (мокша). Раздел VI посвящен дхарме, определяемой как сумма праведных действий, гарантирующая "возвышение" (абхъюдая). В разделе VII продолжается рассмотрение качеств (длинное и короткое, малое и великое и т.д.), характеристик общего и особенного. Здесь же ведется полемика с мимансаками, настаивающими на "природной" связи между словом и его объектом, и обосновывается конвенциональный характер их связи. Наконец, определяется шестая категория - присущность, которая порождает идею "это - здесь" в соотношении причины и следствия. В разделе VIII исследуются условия познания всех вещей через шесть категорий, элементарные суждения и императивы, значение термина "объект" (артха). В разделе IX классифицируются четыре вида несуществования (асат): небытие вещи до ее появления, после ее разрушения, по отношению к другой вещи и небытие фантомных объектов (сын бесплодной женщины, рога зайца и т.п.); исследуется природа перцептивного и выводного познания. ............ |