"Вечные ценности" в творчестве М.Д..Булгакова
В "Дьяволиаде" дана модель организационной структуры общества, доведенного до абсурда в результате абсолютной бюрократизации чиновничьего аппарата. Авторское отношение к "руководящим работникам" непосредственно выражено в подзаголовке произведения: "повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя". Подзаголовок в сатирическом произведении играет вгжную роль как способ выражения авторской позиции. В данном случае он вносит определенную ясность в раскрытие идейного замысла писателя. Близнецы Кальсонеры олицетворяют собой слепую, могущественную в своем автоматическом безумии силу бюро кратической системы. Кальсонер являет собой крайне распространенный в 20-е годы (и в последующие тоже) тип руководителя, которому совершенно не важно, где служить, лишь бы иметь кресло. Его профессия — руководить. Везде он развивает бурную деятельность, но она, к сожалению не затрагивает сути дела. В силу своей полной неосведомленности о том, чем занимается организация, которую он возглавляет, герой становится функционером (может сменить мебель, уволить всех сотрудников, но не более).
Издержки бюрократизма доведены до предела. Этому способствует характер повествования, организованного точкой зрения персонажа. Автор не случайно отказывается от прямого комментария событий. Ему было важно показать абсурдность мира, построенного на формальных отношениях. В воспаленном сознании героя отражается действительность, комически жуткая в своем алогизме. Бюрократическая машина уничтожает человека, герой повести в финале погибает.
В "Роковых яйцах" невежество руководящих чиновников едва не приводит к гибели всю страну. Художник убедительно показал, к какому концу придет общество, если великие достижения культуры попадут в руки воинствующего невежества, да еше к тому же снабженного "официальной бумагой". В этом контексте реплика главного героя повести профессора Персикова "рок с бумагой" приобретает широкий, обобщающий смысл.
Вопрос о судьбе русской культуры — один из важнейших в творчестве писателя. В самом приближенном виде он находит реализацию уже в одном из ранних рассказов Булгакова "№ 13. Эльпит-Рабкоммуна". Однако ущерб, нанесенный обществу темной Аннушкой Пыляевой, не сопоставим по масштабу с той катастрофой, которая может быть вызвана кипучей деятельностью самоуверенного невежды. Одновременно с критикой организующего начала в повести ставится вопрос о роли творчества. Идея творчества реализована в образе профессора зоологии Персикова. Гениальный ученый сделал ценнейшее открытие, которым воспользовался невежественный организатор, обладавший властью отнять изобретение и внедрить его без экспериментальной апробации. Профессор Персиков безропотно подчинился власти, не выказав желания бороться. Автор осуждает его пассивность, перекладывая часть вины и на него за случившуюся катастрофу. В образе Персикова также реализована сквозная в творчестве писателя идея об ответственности талантливой личности перед обществом. Персиков
— гениальный ученый, но он совершенно равнодушен к окружающему миру. Отказавшись от участия в общественной жизни, он тем самым передоверил судьбу народа невежественным предпринимателям, приведшим мир в состояние, лишенное разумного начала. ............