Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические положения о ведущем типе деятельности и механизме его влияния на психическое развитие
1.1 Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
1.2 Ведущие типы деятельности в возрастные периоды
1.2.1 Стадия младенчества
1.2.2 Ранний возраст
1.2.3 Дошкольный возраст
1.3 Роль игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста
Глава II. Экспериментальное исследования роли игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста
2.1 Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ результатов проведенного эксперимента
Заключение
Библиография
Введение
Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте взрослые находятся с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. Э. Эриксон отмечает, что именно на этом этапе у ребенка формируется либо инициатива, либо чувство вины. При нормальном развитии ребенок активно изучает окружающий его мир, подражая взрослым. При аномальном развитии формируются пассивность, вялость, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения. Поэтому так велика доля ответственности взрослых, находящихся рядом с ребенком в этот период, и так необходим учет возрастных особенностей ребенка, в том числе и ведущего типа деятельности.
Актуальность проблемы, рассматриваемой в нашей работе, очевидна, так как многие родители и педагоги в своей работе с детьми стремятся перевести ребенка с игровой деятельности, как ведущей для данного возраста, к учебной, что негативно сказывается как психическом так и физическом самочувствии детей. Необходимо подвергнуть анализу понятие ведущего типа деятельности, показать его значение для развития ребенка, а именно для дошкольника – игровой деятельности.
Тема нашей курсовой работы формулируется так: «Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизм их влияния на психическое развитие».
Объектом исследований является учет возрастных особенностей детей в психолого-педагогической работе, предметом – ведущий тип деятельности и механизм его влияния на развитие ребенка.
Целью моей курсовой работы является определение и теоретико-методическое обоснование понятия ведущий тип деятельности и его значения для психического развития ребенка.
Цель реализуется через совокупность отдельных задач, которые звучат следующим образом:
1) Изучить литературу по проблеме;
2) Раскрыть содержание понятие ведущий тип деятельности и дать характеристику на каждом возрастном этапе.
3) Показать значение игры в дошкольном возрасте, как ведущего типа деятельности на данном возрастном этапе.
4) Теоретически и экспериментально обосновать эффективность наиболее приемлемого для детей дошкольного возраста вида деятельности – игры.
Перед своей курсовой работой я ставлю следующую гипотезу: процесс формирования психических процессов у детей дошкольного будет более результативным если в работе с ними опираться на ведущей вид деятельности и строить свою работу в игровой форме, что мы и попытаемся доказать на практике и излагаем в теоретической части.
Методологическую основу исследования составили диалектические положения и всеобщей связи, развитии и целостности явлений и процессов, концепция личностно-деятельностного подхода в образовании.
Теоретическую основу составили педагогические работы Д.Б. ............