Часть полного текста документа:Верещагин В.В. Верещагин Василий Васильевич (1842 - 1904) Художник-живописец, общественный деятель, путешественник. Мастер батальной картины, пейзажист, автор этнографических зарисовок и бытовых картин. Художник-реалист, представитель социально-критического направления романтического течения в живописи второй половины XIX века. Крупнейший художник-баталист Выставки его произведений с триумфом обошли крупнейшие города Европы и Америки. Художник Бенуа А.Н. говорил о нем: "В те времена за границами России из русских художников только его и признавали, в России же многие почитали Верещагина за какого-то мага живописи, до которого всем западным новаторам как до неба...". Во время войны с Японией находился в Порт-Артуре. Погиб вместе с Макаровым С.О. и со штабом Тихоокеанского флота на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине. Родился в семье помещика. Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником. В 1860 г. подал в отставку и поступил в Академию художеств. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин - "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом". В 1863 году он оставил Академию и уехал на Кавказ. В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец задумал создать большую картину, в которой хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу не удалось. В 1867 году он уехал в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. В 1868 году в составе русского гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869-1870 гг. Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан; в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное направление творчества Верещагина ("У крепостной стены. Пусть войдут" (1871), "Вошли", "Высматривают" (1873), "Нападают врасплох" (1871), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872) и "Апофеоз войны" (1871-1872). Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах, газетах и журналах. В течение 30 лет царское правительство не приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ. В 1874-1876, 1882-1883 гг. Верещагин совершил две поездки в Индию. Результатом наблюдений явилось более 150 этюдов, изображающих величие белокаменной индийской архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал" (1874-1876). Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами. ............ |