Часть полного текста документа:Веротерпимость в России: историческая ретроспектива (Х-ХХ век) Маслова И.И. (г. Пенза) Многообразие вероисповеданий стало одной из исторических особенностей России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяли сотни народов. Каждое столетие привносило в духовную жизнь страны новые религиозные течения. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости - терпимого отношения к той или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания - стала императивом современности. С исторической точки зрения интересно проанализировать процесс осознания российским обществом необходимости толерантного подхода к религиозному вопросу, эволюцию политики государства к признанию веротерпимости. В средние века Русь, приняв византийский вариант христианства, еще длительное время оставалась под влиянием языческих воззрений, которые своеобразно включались в православное вероучение. Спустя столетия православие стало доминирующей конфессией страны, что не произошло с исламом и иудаизмом. Хотя в Поволжье ислам был официально принят в 922 году, а в Хазарском каганате иудаизм стал государственной религией еще в VIII-XIX веках. Византийский вариант христианства оказал большое влияние на национальную культуру и самосознание Руси, а так же на ее политическую и конфессиональную историю. Идея подчиненности церкви светским правителям нашла в России яркое воплощение. Формирование государственности на Руси сопровождалось не только централизацией власти, но и созданием единой церковной структуры. Различные толкования христианского вероучения порождали многочисленные ереси, с которыми православная церковь вела непримиримую борьбу при поддержке светских правителей. С укреплением монархии при Иване IV усиливается церковная централизация, приоритет государственной власти еще более укрепился. Кроме того, она взяла на себя функции охраны "правой веры" и борьбы с еретическими учениями и вольномыслием. В средние века оформилась антикатолическая государственная идеологема, гласящая, что нет более опасного и постоянного врага, чем католический Запад. Антикатолические настроения, вероятно, возникли еще в XIII в., когда святой благоверный князь Александр Невский геройски победил германских рыцарей-латинян на Чудском озере и предпочел покориться монголам. В послании Ивана Грозного Андрею Курбскому есть любопытное суждение, объясняющее неприязнь самодержца к католикам: "Там ведь у них цари своими царствами не владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. Русские же самодержцы изначально сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи!" Такой характер государственного устройства, при котором "цари своими царствами не владеют", по мнению Ивана Грозного, возможен только у "безбожных народов". Характерная черта средневековья - отрицание принципа веротерпимости - позже получила законодательное оформление. Приоритет государственной власти над церковной и определение статуса Православной церкви как государственной религии получили правовое закрепление в Соборном уложении 1649 г. Трагической страницей истории религии в России стал церковный раскол, который позволил царской власти установить контроль над церковью под предлогом защиты "правой" веры. ............ |