Часть полного текста документа:Вертикальная ось `верх-низ` в характеристике концептов внутреннего мира человека (на материале русских летописей) О.Н. Кондратьева В работах многих исследователей (Бабаевой А.В., Маковского М.М., Топоровой Т.В., Ли Тоан Тхонг и др.) уже было отмечено, что структура внешнего (физического) мира традиционно во всех культурах описывается с помощью серии пространственных противопоставлений: высокий - низкий, длинный - короткий, внешний - внутренний, широкий - узкий, далекий - близкий, правый - левый и т.д. При помощи бинарных оппозиций человек стремится к упрощению и определенной схематизации многоликого мира и путем введения антиномий он легче оперирует представлениями об окружающем. Оппозиция верх - низ является наиболее значимой для большинства культур, мифологические картины изображают мир преимущественно по вертикали (см. об этом: Мифы народов мира, т. I, с.233).Зачастую данная оппозиция "трактуется как противопоставление неба и земли, вершины и корней мирового древа" (9, с 8). Уже Д. Лакофф и М. Джонсон указали, что "ориентационные противопоставления проистекают из того, что наше тело обладает определенными свойствами и функционирует определенным образом в окружающем нас физическом мире" (3, с. 396). Особая значимость вертикальной оси обусловлена строением человека: именно его тело структурирует пространство, задает его мерность (нередко и вселенная "отождествлялась с телом человека или сверхчеловеческого существа" (6, с. 263)). В частности, человек, в отличие от большинства живых существ, обладает вертикальным положением тела, его глаза (основной орган восприятия внешнего мира) расположены в "фасадной" части. Именно благодаря этим особенностям анатомического строения человек "отдает предпочтение" вертикальной оси пространства. Т.е., пространственные ориентиры в большинстве языков носят ярко выраженный антропоморфный характер. Бинарная оппозиция верх - низ, подобно другим пространственным оппозициям,способна выполнять функцию одного из " классификаторов, позволяющих выражатьменее наглядные парные соотношения: "добро - зло", "свое - чужое", "душа-тело" и т.д." (1, с. 32). Д. Лакофф и М. Джонсон также отмечают возможность переноса пространственных признаков на разного рода понятия и явления и называют подобные случаи ориентационными метафорами, "так как большинство подобных понятий связано с противопоставлениями типа "верх - низ", " внутри - снаружи", "передняя сторона - задняя сторона", "глубокий - мелкий", "центральный - периферийный". ... Ориентационные метафоры придают понятию пространственную ориентацию" (3, с. 396). Посредством ориентационных метафор во многих культурах могут быть выражены физическое, эмоциональное, социальное состояние человека, пространственная характеристика понятий и явлений может отождествляться с оценкой. (Подробнее см.: 3, с 396 - 405). Ориентационные метафоры, в том числе и основанные на оппозиции "верх- низ", используются при концептуализации внутреннего мира человека. Язык отражает существовавшие некогда среди носителей языка представления об анатомическом строении человека. Концепты внутреннего мира локализуются в реально существующих пространствах внутри человеческого тела. Душа, сердце и ум занимают свое определенное место во внутреннем мире человека, и эта позиция воспринимается как норма, от которой в отдельных случаях возможны некоторые отклонения, перемещение по вертикальной оси вверх либо вниз. ............ |