Малков П.Ю.
Место праздника в границах православного богослужебного года.
Праздник Входа Господня в Иерусалим совершается за неделю до Пасхи. Он относится к числу Господских двунадесятых праздников.
Связь праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета.
По мысли евангелиста Матфея, а вслед за ним и древних церковных толкователей, в день Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество об образе явления миру ожидаемого Мессии. Вот что говорит пророк Захария: “Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной” (книга пророка Захарии 9:9). Такое странное на первый взгляд событие — торжественный вход Царя не на коне, а именно на осле, объясняется древним обычаем: цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. Осел представлялся животным, символизирующим состояние мира; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя — по Его человечеству — царь Давид.
Итак, пророчество Захарии нашло свое исполнение в Новом Завете — в событии Входа Господня в Иерусалим. Об этом повествуют все четыре евангелиста (Евангелие от Матфея 21:1-11; Евангелие от Марка 11:1-11; Евангелие от Луки 19:29-44; Евангелие от Иоанна 12:12-19).
Вот как описывает это событие евангелист Матфей: “И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда (Иисус) послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их... Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла, и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна (то есть “спасение” или “спаси нас” — возглас, которым евреи приветствовали царей) сыну Давидову! благословен Грядущий (слово это понималось как мессианский титул) во имя Господне! Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского” (Евангелие от Матфея 21:1-4, 6-11).
Духовный смысл праздника.
Праздник Входа Господня в Иерусалим посвящен последним дням земной жизни Спасителя. Вскоре после чуда воскрешения Лазаря Царь Мира — как Властитель, приходящий к Своим подданным с миром — въезжает в Иерусалим на подъяремной ослице и молодом осленке. По мысли толкователей, подъяремная ослица здесь — символ евреев, находящихся под ярмом закона, а необъезженный осленок — символ еще непросвещенных язычников; Господь же пришел воцариться и над теми и над другими. Навстречу Ему выходят толпы людей, наслышанных о Его удивительных чудесах, о Его вдохновенных проповедях. Жители города бросают под копыта ослика — в знак уважения ко Христу, в знак своего преклонения перед Ним — собственные одежды, они радостно размахивают зелеными ветвями финиковых пальм (символ которых — наши северные православные вербы, приносимые в день праздника храмы и окропляемые здесь святой водой), они возглашают Ему славословия. ............