Туристическая байдарка - узкая лёгкая запалубленная лодка без уключин. Относится к маломерным гребным судам. Предназначена для походов и прогулок по рекам, озёрам и водохранилищам в условиях умеренного волнения.
Бывает одно-, двух- и трёхместной. Одноместные туристические байдарки называются каяками. Гребцы сидят лицом по направлению движения и гребут двухлопастным веслом попеременно с одного и другого борта.
По конструкции корпуса туристические байдарки различают не разборные и разборные. Первые изготовляются из деревянных конструкций и фанеры или из пластмассы, не годятся для перевозки пассажиров или обычным грузовым транспортом и поэтому не распространены в самодеятельном туризме. Используются на гребных базах, лодочных станциях и турбазах для спортивных соревнований, тренировок, прогулок и водных путешествий в рамках планового туризма. Разборные туристические байдарки по конструкции корпуса подразделяются на каркасные, каркасно-надувные, надувные и жёсткие.
Каркасная туристическая байдарка — наиболее популярное в самодеятельном туризме судно, особенно в походах не выше 3 категории сложности. Первые каркасные туристические байдарки в СССР выпущены в конце 30-х гг. В 90-х гг. изготовляются и широко используются 1-, 2- и 3-местные туристические байдарки «Таймень».
Разборная каркасная туристическая байдарка состоит из: жёсткого каркаса, мягкой водонепроницаемой оболочки, фартука, закрывающего открытую часть (кок-пит) палубы (деки) и имеющего отверстия для посадки гребцов, сидений и спинок для гребцов, «юбок», защищающих туристическую байдарку от заливания водой через посадочные отверстия.
Жёсткий каркас туристической байдарки состоит из продольных и поперечных элементов, как показано на рисунке 1. Днищевой продольный элемент (кильсон) выполняется в виде фермы из двух металлических (дюралюминиевых) трубок или П-образного профиля, соединённых поперечными планками. В носу и корме туристической байдарки продольные элементы, образующие кильсон, сходятся вместе и переходят в носовой и кормовой штевни. К штевням крепятся с каждой стороны туристической байдарки по три продольных бортовых элемента — 2 стрингера и привальный брус. Эти элементы выполняются также из отрезков металлических труб или деревянных реек длиной 1000—1500 мм и при сборке соединяются специальными замками. Между продольными элементами каркаса располагается 4—7 поперечных элементов — шпангоутов. Продольные и поперечные элементы в местах пересечения жёстко крепятся между собой.
В туристических байдарках старых конструкций средние шпангоуты в районе кокпита делались разъёмными: верхняя часть шпангоута (бимс) состояла из двух полубимсов. В современных туристических байдарках все шпангоуты выполнены с цельными бимса-ми, что увеличивает прочность каркаса.
К шпангоутам сверху крепятся правый и левый фальшборты, ограничивающие кокпит. Завершают набор продольных палубных элементов носовой и кормовой мидельвейсы, соединяющие штевни с теми шпангоутами, на которых начинаются и кончаются фальшборты.
Каркас вставляется в оболочку, состоящую из днища и деки. Днище делают из плотной прорезиненной или с поливинилхлоридным покрытием ткани. Дека — из брезента или авизента, фартук — также из плотной прорезиненной ткани, «юбка» — из более лёгкой непромокаемой ткани. ............