Оглавление
Введение
1. Конституционно-правовые особенности военной службы
1.1.Военная служба как особый вид государственной службы
1.2. Конституционно – правовое положение военнослужащих
1.3. Юридические гарантии прав и свобод военнослужащих
2. Юридическая ответственность военнослужащих
2.1. Особенности юридической ответственности военнослужащих
2.2. Виды юридической ответственности военнослужащих
3. Правовые основы привлечения военнослужащих
к юридической ответственности
3.1. Основания для привлечения военнослужащих
к дисциплинарной и административной ответственности
3.2. Гражданско-правовая и материальная ответственность военнослужащих
3.3. Основания для привлечения военнослужащих к уголовной ответственности
Заключение
Список сокращений
Библиография
Приложения
1. Конституционно-правовые особенности военной службы
1.1.Военная служба как особый вид государственной службы
Военная служба, является по своей природе и по определению особым видом государственной службы и имеет ряд специфических признаков, отличающих ее от гражданской и военизированной государственной службы. Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации”[1] “устранил” особенности военной службы, определив ее как вид государственной службы и тем самым, уравняв ее с другими видами, но по своему содержанию военная служба имеет ярко выраженные особенности, характерные только для неё. В русском языке прилагательное “особый” имеет следующее значение: не похожий на других, “не такой, как все”[2]; необычный, “особенный”[3]. Близким по смысловому значению является существительное “особенность”, которое означает характерное, отличительное свойство, качество, признак кого -, чего-либо. Слово “особенность” иногда заменяется другим словом – “отличие” - признак, создающий разницу, различие между данным предметом, явлением и т.п. и другим предметом, явлением и т.п. Следовательно, семантическое значение слова “особый” заключается в том, что предмет или явление, обладающие указанным свойством, обладают признаками, которых не имеют другие, близкие по своим общим свойствам или признакам предметы или явления. Исходя из поставленной научной задачи необходимо определить те признаки, которые свойственны только военной службе, детерминированные её сущностью, и не характерные для других видов государственной службы. В то же время разновидности государственной службы, в том числе военной, имеют различия в общих признаках, характеризующих единый правовой институт государственной службы, т.е. здесь можно выделить отличия военной службы.
Главное отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной службы, от общегражданской государственной службы заключается в “предназначении этих видов государственной службы, т.е. в выполняемых ими функциях и задачах.”[4]
Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную службу, характерны следующие признаки: специфика выполняемых задач и функций; наличие определённых принципов в организации службы; особые условия службы, нередко сопряженные с риском; наличие профессиональной специфики; особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т.д.); наличие дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы; особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения званий, аттестация, прекращение службы; наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей; особый порядок привлечения к видам правовой ответственности и т.п. ............