Вильгельм Вундт «Введение в психологию»
На вопрос о задаче психологии обыкновенно отвечают: эта наука должна изучать состояния сознания, их связь и отношения, чтобы найти в конце концов законы, управляющие этими отношениями. Сознание представляет собой сумму сознаваемых нами состояний. Ведь всем предметам, данным нам в опыте, присуще то, что мы, в сущности, можем не определить их, а лишь указать на них; или, если они сложны по природе своей, перечислить их свойства.
Большинство своих опытов Вундт проводил с помощью метронома, так как он считал, что наше сознание ритмично по природе своей. Сознание ритмично потому, что вообще наш организм устроен ритмично. Наше сознание представляет собою не какое-нибудь отдельное от нашего физического и духовного бытия существо, но совокупность наиболее существенных для духовной стороны этого бытия содержаний. Поэтому мы можем смотреть на ряд тактов метронома как на меру объема сознания при данных условиях. Называя наибольший, еще целиком удерживаемый при данных условиях в сознании ряд тактов «объемов сознания», мы разумеем под этим названием не совокупность всех состояний сознания в данный момент, но лишь составное целое, воспринимаемое в сознании как единое.
Ритмическая природа нашего сознания требует определенных границ для количества, а это количество, в свою очередь, обусловливает специфическую ритмическую природу человеческого сознания.
Вундт выделял такие категории, как Ясность и отчетливость – обозначения, значения которых почти совпадают друг с другом, но все-таки указывают различные стороны процесса, поскольку ясность более относится к собственному свойству впечатления, а отчетливость – к его ограничению от других впечатлений. Если удар минул уже настолько давно, что впечатление от него вообще исчезает, то, выражаясь образно, говорят, что оно погрузилось под порог сознания. При обратном процессе образно говорят, что впечатление поднимается над порогом. Для обозначения к постепенному приближению к порогу сознания пользуются образным выражением потемнения, а для противоположного изменения – прояснения содержаний сознания. Объединение, состоящие из разнообразных частей целого, возможно до тех пор, пока ни одна составная часть не погрузилась под порог сознания. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в фиксационной точке сознания, все остальных лежат в зрительном поле сознания. аффект душа воспоминание сознание
Точка фиксации сознания в общем обозначает лишь идеальное средоточие центральной области, внутри которой могут ясно и отчетливо восприниматься многие впечатления, кругом которой может быть ясно воспринято еще значительное количество впечатлений. Именно этому обстоятельству обязаны мы тем, что вообще можем в одно мгновение схватить какой-либо цельный образ, например, прочесть слово. Внимание – центральная часть зрительного поля нашего сознания, непосредственно прилегающая к внутренней фиксационной точке, психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной сравнительно со всем полем сознания области содержаний. Те впечатления или, которые в данное мгновение отличаются от остальных особенной ясностью, находятся в фокусе внимания.
Но при этом фиксационная точка внимания и фиксационная точка поля зрения отнюдь не тождественны и при надлежащем упражнении вполне могут отделяться друг от друга, ибо внимание может быть обращено и на так называемую непрямо видимую, т.е. ............