Часть полного текста документа:Вина Каштанова В. Ты - крылом стучавший в эту грудь, Молодой виновник вдохновенья - Я тебе повелеваю: - будь! Я - не выйду из повиновенья. М. Цветаева Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь. Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Евангелие от Луки, 23: 3-5 ...и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Евангелие от Матфея, 27: 3 8 Что такое вина? Житейское сознание чаще всего опирается на нормы литературного языка, которые закреплены в различного рода толковых словарях. Так в толковом словаре русского языка под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой вина определяется как: 1. Проступок, преступление; 2. Причина, источник чего-нибудь (неблагоприятного). Т.е. в русском языке вина имеет своим синонимом слово "причина", которое в свою очередь толкуется как: 1. Явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления; 2. Основание, предлог для каких-нибудь действий. Как нетрудно заметить, перевод вроде бы нейтрального понятия "причина" в действие (глагол) - "причинить", "причинять" - высвечивают опять-таки негативную сторону последствия причины. Выражение "что-то явилось причиной радости" нормы русского языка допускают, но форма "я причинил тебе радость" противоречит им, поскольку причинить можно что-то неблагоприятное - боль, обиду, огорчение, ущерб и т.п. В философии причина (причинность) рассматривается как источник другого явления (следствия), т.е. одно порождается другим. Другое обозначение причинности - каузальность. М. Хайдеггер в своей работе "Вопрос о технике" отмечает, что столетиями философия учит тому, что есть 4 причины: 1. Causa materialis, материал, вещество, из которого изготовляется что-то; 2. Causa formalis, форма, образ, который принимает этот материал; 3. Causa finalis, цель, которой определяется форма и материал, необходимый для изготовления чего-то; 4. Causa efficiens, создающая своим действием результат. Пытаясь приоткрыть тайну над инструментальным определением техники, а также над существом причинности, Хайдеггер указывает, что латинское causa, casus идет от глагола cadere - падать, "и означает то, из-за чьего воздействия "выпадает" то или иное следствие" (М. Хайдеггер, Время и бытие, М.: Республика, 1999, с.223). Но учение о 4-х причинах идет от Аристотеля, а в греческом мышлении причинность не имеет просто ничего общего с действием или воздействием, как отмечает Хайдеггер. "Что мы именуем причиной, а римляне causa, у греков зовется aition: виновное в чем-то другом" (там же). Здесь можно отметить, что вина более субъективное, точнее субъектное понятие, нежели причина. Носителем вины почти всегда является человек, но человек, живущей в мире. М. М. Бахтин в одной из своих работ отмечал: "Мысль мира обо мне мыслящем: скорее я объектен в мире субъекта". Перефразированное словами Хайдеггера, это звучало бы как: "Мир - вина тому, что в нем явлен человек". ............ |