Часть полного текста документа:Висенте Бласко Ибаньес Бласко Ибаньес Висенте (Vicente Blasco Ibanez, 1867-1928) - один из популярнейших современных испанских писателей, хорошо известный и в России по переводам его многочисленных романов. Родился в семье негоцианта, должен был стать коммерсантом. Семнадцати лет бежал из дому и занялся журналистикой, бедствуя и голодая (эта пора его жизни изображена им затем в ром. "La horda"). Первый роман его "Arroz y tartana" (Бесшабашная жизнь) появился в 1894, но прошел незамеченным, как и следующий "Flor de Mayo" (1895), ныне всемирно известный. Славу Б. И. завоевал своим романом "La barraca", переведенным тотчас же на французский язык. С тех пор Б. И. напечатал свыше тридцати романов, ряд сборников рассказов и новелл, несколько описаний своих путешествий, перевел на испанский яз. много произведений европейской художественной и исторической литературы. Наряду с литературной деятельностью Б. И. вел энергичную и упорную общественно-политическую работу, неизменно защищая и пропагандируя программу республиканско-демократической партии. Свыше тридцати раз, несмотря на звание депутата, он подвергался тюремному заключению, несколько раз высылался из Испании, пока в 1923, после утверждения диктатуры Примо де Ривера и разгрома республиканской партии, не эмигрировал во Францию. Оттуда, в сотрудничестве с рядом эмигрантов-республиканцев, Б. И. вел энергичную борьбу с фашистским режимом в Испании; выпустил, в частности, нашумевший политический памфлет "Разоблаченный Альфонс XIII". Романы Б. И. можно разбить на следующие группы: 1. бытовые романы, рисующие жизнь и труд населения провинции Каталонии (родина писателя). Наиболее известны из них: "Arroz y tartana" (Бесшабашная жизнь, 1894), "La barraca" (Проклятый хутор, 1898), "Entre Naranjos" (В апельсинных садах, 1900) и "Canas y barra" (Тростник и ил, 1902); 2. социальные романы: "El catedral" (1903), "El intruso" (1904), "La bodega" (1905) и "La horda" (1906) (русские перев. под назв.: "Толедский собор", "Отцы иезуиты", "Винный склад", "Дикая орда"); 3. психологические романы, из которых наиболее значительны: "Sangre y arena" (Кровь и песок, 1908), "Los muertos mandan" (Мертвые повелевают) и "Luna Benamor"; 4. романы из эпохи империалистической войны: "Los catro jinetes de Apocalipsis" (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916) и "Mare nostrum" (Наше море, 1918). Особняком стоит античный роман "Куртизанка Сонника". По приемам своего письма Б. И. - типичный натуралист; французская критика считает его подражателем Золя. В сравнительно отсталой экономически Испании в 90-х гг. прошлого столетия и в начале XX в. не было еще налицо тех социально-экономических условий, при которых могло бы создаться утонченное "модернистское" искусство (оно явилось позже, в лице Пио-Бароха ). Эстетика Б. И. диаметрально противоположна эстетике модернистов. Он видит цель искусства в возможно точном и всестороннем изображении внешней среды, в которой живут и действуют отдельные личности и народные массы. Жанровые картины быта - одна из самых сильных сторон творчества Б. И. Подобно Золя, он всесторонне, почти научно изучает темы своих произведений. Б. И. - яркий представитель испанской либеральной мелкой буржуазии. Этим объясняется обличение в его произведениях "болезней" современной Испании, в особенности столь ненавистного Б. И. клерикального режима. Этим же обусловливается интерес Б. И. к изображению трудящихся классов в своих романах (крестьянство, рыбаки, рабочие и т. ............ |