Василий Иванович Суриков
Родился В. И. Суриков в семье потомственных сибирских казаков, предки которых некогда пришли в эти края с Ермаком Тимофеевичем. С детства художника окружали суровая природа, патриархальный быт, отважные, крепкие люди с сильными характерами. Суриков вспоминал, что слушал древние предания и народные песни, видел не только удалые игры и уличные кулачные бои, но и жестокие телесные наказания и даже смертную казнь. "Идеалы исторических типов воспитывала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье", - писал художник. Первые уроки рисования он получил у школьного учителя Н. В. Гребнева, который занимался с талантливым мальчиком отдельно. По окончании школы в 1868 г. юноша отправился в Петербург. Чувствуя, что плохо подготовлен к поступлению в АХ, Суриков начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, чтобы научиться рисовать с гип-сов. Осенью 1869 г., сдав экзамены, он стал вольнослушателем АХ, а через год был наконец зачислен воспитанником. Учился блестяще. Особенно увлекался составлением композиций, за что товарищи прозвали его "композитором". В 1870 г., еще на академической скамье, создал он свою первую значительную картину - "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге". Картина была куплена сибирским золотопромышленником П. И. Кузнецовым, а позже поступила в Красноярскую художественную галерею. Сибирь гордилась своим земляком. Авторское повторение этой картины (также 1870) ныне украшает экспозицию ГРМ. В 1874 г. Суриков написал первую историческую картину - "Княжий суд", а в 1875-м за картину "Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники" должен был получить золотую медаль и пенсионерскую поездку за границу. Однако ни медали, ни заграничной командировки он не дождался. В это время художнику предложили заказ - единственный за всю его жизнь - написать четыре картины, изображающие "Вселенские соборы", для московского храма Христа Спасителя. Суриков начал работать над ними в Петербурге, но в 1877 г. переехал в Москву, где окончательно обосновался. Переезд в Москву изменил всю его жизнь. Впечатления от древней архитектуры, исторические образы и драматические события, связанные с Красной площадью, храмом Василия Блаженного и Лобным местом, вызвали в воображении художника живые картины прошлого. "Приехавши в Москву, этот центр народной жизни, я сразу стал на свой путь", - вспоминал Суриков. По свежим впечатлениям, без всякого заказа или чьей-либо материальной помощи приступил он к созданию большого исторического полотна "Утро стрелецкой казни" (1881). Этим произведением определилось основное направление творчества Сурикова: изображение русского народа в роковые минуты его истории, создание ярких национальных характеров. Обратившись к сюжету из петровского времени - казнь стрельцов происходила в 1698 г., - художник использовал дневники очевидца, секретаря австрийского посольства Корба. Однако Суриков переосмыслил этот источник с точки зрения человека, живущего на два столетия позже, когда история расставила свои акценты и вынесла свой приговор участникам давней исторической трагедии. Суриков избрал для изображения момент не самой казни, а минуты, предшествовавшие ей, когда состояние участников трагедии достигло наивысшего душевного напряжения. ............