Часть полного текста документа:Владимир Семенович Маканин (род. 1937) МАКАНИН, ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ (р. 1937), русский писатель. Родился 13 марта 1937 в Орске. Окончил математический факультет Московского государственного университета, работал в лаборатории Военной академии им. Дзержинского. После окончания Высших курсов сценаристов и режиссеров при ВГИКе работал редактором в издательстве "Советский писатель". Вел семинар прозы в Литературном институте им. А.М.Горького. Первая повесть Маканина Прямая линия (1965) была положительно встречена критикой, но объектом пристального внимания исследователей его творчество стало только в середине 1970-х годов, когда писатель уже издал тринадцать книг прозы. Критики назвали Маканина одним из самых значительных представителей т.н. "поколения сорокалетних". Прозаик не давал оценок поступкам и характерам своих героев. Его типичным персонажем был человек из среднего слоя общества, поведение и круг общения которого полностью соответствовали его социальному положению. В отличие от героев Ю.Трифонова и писателей-"деревенщиков", персонажи Маканина, как правило, выходцы из небольших поселков, не были укоренены ни в городской, ни в деревенской среде. По мнению критика Л.Аннинского, промежуточность героев определяла авторский "язык, отвечающий теме". В этом смысле наиболее типичен герой повести Антилидер (1980) Толик Куренков. Владеющая им "сила усредненности" заставляет его испытывать неприязнь к людям, которые так или иначе выделяются из привычной ему бытовой среды, и в конце концов приводит его к гибели. "К некой серединности и сумме, которую и называют словами "обычная жизнь", приходит и главный герой рассказа Ключарев и Алимушкин (1979). Однако Маканина интересует не только положение человека в социуме. Ему присуще "зрение, внимательное одновременно и к человеческой социальности, и к духовному зерну" (И.Роднянская). Так, герой рассказа Голубое и красное (1982), "человек барака", сознательно культивирует в себе черты индивидуальной выразительности, с детских лет пытается постичь тайну не барачного, а личностного существования. В повести Голоса (1982) Маканин изображает несколько ситуаций, в которых, "потеряв на миг равновесие, человек обнаруживался, выявлялся, очерчивался индивидуально, тут же и мигом выделяясь из массы, казалось бы, точно таких же, как он". Для Игнатьева, героя рассказа Река с быстрым течением (1979), такой ситуацией становится смертельная болезнь жены; для мелкого служащего Родионцева из рассказа Человек свиты (1982) - недовольство начальницы; для экстрасенса Якушкина из повести Предтеча (1982) - собственный загадочный дар. Об источнике своего дарования размышляет и композитор Башилов, главный герой повести Где сходилось небо с холмами (1984), который чувствует, что, воплотившись в нем как в профессиональном музыканте, песенный дар его родины иссяк. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом "высосал" своих земляков. Для трех повестей Маканина - Утрата, Один и одна, Отставший (все 1987) - характерен общий сюжетный принцип "наложения, совпадений, просвечиваний одного сюжета сквозь другой и сквозь третий" (И.Соловьева). Действие каждой из повестей происходит в нескольких временных пластах, свободно перетекает из века в век, подчиняясь творческой воле автора. ............ |