Часть полного текста документа: Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА I ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ, ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА ОЦЕНКУ РЕБЕНКОМ СЕБЯ И СВОИХ СВЕРСТНИКОВ И ЕГО СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ § 1 ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ 3 § 2 ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 § 3 САМООЦЕНКА. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 11 § 4 ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ НА САМООЦЕНКУ РЕБЕНКА И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕБЕНКА В ГРУППЕ 15 ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ НА СТАТУС РЕБЕНКА В ГРУППЕ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА § 1 ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА, ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 18 § 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ. 19 § 3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41 § 4 СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ ТРЕВОЖНОСТИ 47 ВЫВОДЫ 49 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52 ЛИТЕРАТУРА 53 ПРИЛОЖЕНИЯ 55 Введение Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, она предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные события. Лишь на этой основе возможно усиление творческой активности личности, возрастание ее требовательности и критичности по отношению к себе и к своей деятельности, сознательное управление своим поведением, превращение человека из объекта воспитательных воздействий в подлинного субъекта воспитания. Развитая способность человека не только к познанию внешнего мира, но и к самоосознанию считается неотъемлемой чертой, присущей подлинно интеллигентному человеку. Современное научное знание демонстрирует всевозрастающий интерес к проблеме самосознания личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Надежной основой для исследования самосознания личности на уровне психологического анализа является понимание сознания как двуединой ориентации человека в окружающем мире и в самом себе. Исходя из такого понимания, самосознание можно определить как сознание, объектом которого является сам субъект. В результате человек приобретает способность к оценке своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, к целостной оценке себя. Становление самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Глава I Эмоциональная тревожность, её влияние на оценку ребенком себя и своих сверстников и его статусное положение в группе § 1 Тревожность, как проявление эмоциональной сферы Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. ............ |