Влияние ереси жидовствующих на русскую культуру рубежа XV–XVI вв.
Оглавление
Введение
Глава 1. Появление и развитие ереси с 1470-х гг. до церковного собора 1490 года
Глава 2. Развитие ереси с 1490 года до церковного собора 1504 года
§1. Ход событий
§2. Влияние ереси жидовствующих на русскую культуру конца XV – начала XVI вв.
Заключение
Список источников и литературы
Введение
В настоящее время в обществе усиливается интерес к русской православной Церкви и ее истории. Поэтому исследования в данной области являются весьма актуальными.
Целью работы является изучение такого явления в истории русской православной Церкви, как ересь жидовствующих. В задачи работы входит изучение ее появления, развития и прекращения и влияния на духовную сферу жизни общества второй половины XV - начала XVI вв. Предметом исследования является ересь жидовствующих во второй половине XV - начале XVI вв. Проблемами исследования являются влияние ереси жидовствующих на русскую культуру рубежа XV – XVI вв. и ход событий данного процесса.
Основными источниками по данной теме являются, во-первых, послания новгородского архиепископа Геннадия об еретиках, содержащие отрывочные данные о них[1]; во-вторых, сочинение Иосифа Волоцкого «Просветитель» 1503 г. – своего рода обвинительное заключение, в котором перечислялись преступления еретиков против православной церкви и рассказывалось о появлении ереси[2]. Ценность первого источника не подлежит никакому сомнению: он документально удостоверяет существование ереси в Новгороде и дает возможность судить о характере этой ереси. Но зато к сообщениям «Просветителя» приходится относиться с большой осторожностью. В противоположность Геннадию, который имел лично дело с еретиками в Новгороде, Иосиф, пребывая до 1503 г. безвыездно в своем монастыре, писал о новгородских еретиках отчасти на основании сообщений Геннадия. При работе с данным источником необходимо учитывать его субъективность, так как Иосиф Волоцкий был ярым борцом против ереси.
Новгородские еретики не оставили литературных произведений и сложно сказать, были ли они вообще. Глава московской ветви ереси оставил два произведения: «Лаодикийское послание» и, возможно, «Написание о грамоте». Первое вызвало большую полемику как в советской, так и в зарубежной литературе[3]. Этот небольшой памятник (девять строк) состоит из набора афоризмов, к примеру: «Душа самовластна, заграда ей вера», «Мудрости сила – фарисейство жительство. Пророк ему наука. Наука преображенная»[4]. А.И. Клибанов замечает, что эти афоризмы подобраны в духе реформационных идей. Эти идеи получили развитие в «Написании о грамоте», где говорится, что Бог дал человеку «самовластие ума» и что знание делает человека свободным. Впервые свободе, как праву на принуждение, противопоставлялось право человека на свободу[5].
Классики русской исторической науки, такие как С.М. Соловьев и Н.И. Костомаров оценивают ересь жидовствующих отрицательно, почти полностью соглашаясь с мнением Иосифа Волоцкого[6] [7].
Специалисты по истории церкви, такие как, А.В. ............