Сибирева Мария Юрьевна - аспирант социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета
Каждый горожанин с рождения вовлечен в функционирование городского социума и испытывает на себе его влияние. Архитектурные, технические, социальные особенности мегаполиса прямо или косвенно оказывают воздействие на формирующееся сознание маленького человека. Любой район в мегаполисе предлагает конкретные, лишь ему присущие условия для социализации ребенка. Живя в данном городе, дети живут как бы "в разных городах": настолько разнообразны районы, если учитывать их структуру, стратификацию внутри и между ними. Дети в мегаполисе сталкиваются с огромной сетью социальных взаимоотношений с окружением. Город является не только источником познания, радости и ресурсом в социализации, он также таит в себе много опасностей и трудностей. Поэтому важной представляется проблема восприятия самими детьми социально-пространственной среды мегаполиса.
В рамках традиционной теории социализации дети рассматривались обычно как "неполноправные" участники социализационного процесса, благодаря которому они адаптируются и включаются в общество [1, с. 7]. Их обозначали как потенциальных участников различных общественных событий: "ребенок осмыслялся как глыба глины, нуждающаяся в формировании, чтобы соответствовать требованиям социальной системы" [2, с. 323]. Другие (родители, педагоги, психологи) говорили за детей, заставляя их молчать. "Новая социология детства" [см. подробнее: 2] рассматривает детей как социальных акторов, которые являются способными к умозаключению и воздействию на социум. В современной теории социализации то, что происходит в ее течении, можно охарактеризовать как "интерпретирующее воспроизводство" [1, с. 18 - 19]. Термин "интерпретирующее" фиксирует инновационный и творческий аспект детского участия в обществе. Дети творчески приспосабливают информацию из взрослого мира, чтобы обратить ее к собственным проблемам. Термин "воспроизводство" подчеркивает идею о том, что они не просто усваивают общественные нормы и ценности, но также активно содействуют культурному процессу и его изменению. Новый подход ставит под вопрос практику привилегий взрослых представлений над детскими в том, что касается жизни детей: необходимо взаимодействие непосредственно с самими детьми. Он требует тщательного обдумывания подходящих способов сбора и интерпретации эмпирических данных о социализации детей [2, с. 328].
Действительно, например, проводить интервью с ребенком трудно, дети часто стесняются отвечать на вопросы, молчат о своих проблемах, боясь оценки или непонимания со стороны взрослого, поэтому желательно применять игровые, рисуночные и другие "мягкие методы". "Если ребенка спросить относительно вещей, доступных его опыту, его практической проверке, то возможно получение адекватных ответов" [3]. В нашем случае речь идет о вопросах, как воспринимается детьми мегаполис, что нравится им и чего они боятся.
В 2008 - 2009 гг. автором проведено социологическое исследование, объектом которого были дети 5 - 7 лет (205 человек) с целью изучения влияния мегаполиса на социализацию ребенка, а также анкетирование 123 родителей этих детей. Исследование проводилось в 13 старших и подготовительных группах девяти дошкольных учреждений шести районов Санкт-Петербурга, включая центральные и расположенные на окраинах города. ............