Федеральное агентство по образованию
Филиал ГОУ «ОмГПУ» в г. Таре
Факультет педагогики и психологии
Выпускная квалификационная работа
по направлению «Педагогика»
профиль «Психологическое образование»
Влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка
Выполнила:
студентка 5 курса 52 группы
заочного отделения
факультета педагогики и
психологии
Кучковская Т.М.
Научный руководитель:
К.ПС.Н., доцент Пузеп Л.Г.
Тара 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы рефлексии и общения в психологии.
1.1. Понятие рефлексии в научном мире.
1.2. Общение в подростковом возрасте.
1.3. Роль рефлексии в подростковом возрасте.
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование: влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка.
2.1. Констатирующий этап.
2.2. Формирующий этап.
2.3. Контрольный этап.
Выводы по второй главе
Заключение
Педагогические рекомендации
Список литературы
Приложения
Введение
Проблема развития рефлексии является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках зарубежных и отечественных психологических исследований. Изучение структуры рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого человека. Способность рефлексии дает возможность человеку формировать образ и смысл жизни, действий. Важнейшей особенностью рефлексии является способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формирование и переключение на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, задачами деятельности.
Развитие рефлексии в подростковом возрасте наиболее актуально. В связи с переходом от детства к юности в подростковом возрасте происходят изменения связанные с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности, системы взаимоотношений, формировании организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка. Для того чтобы он смог понять себя, свое внутреннее состояние, чувства, переживания, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение, которое занимает огромное место в жизни подростка, ему необходимо развивать рефлексию.
Теоретической основой работы послужили исследования как отечественных авторов – Г.П.Щедровицкого, С.А.Рубинштейна, Л.И.Божович, А.С.Шарова, А.А.Тюкова и других, так и зарубежных – Дж.Локка, А.Буземана и других.
Объектом нашего исследования является коммуникативные способности подростков в образовательном процессе.
А предметом исследования является: влияние рефлексии на коммуникативные способности подростка.
Цель исследования: выявление связи между уровнем развития рефлексии и коммуникативными способностями подростка.
Исходя из цели исследования, мы поставили следующие задачи:
1) Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2) Подбор научно обоснованных методик исследования способствующих определению уровня рефлексии и коммуникативных склонностей личности.
3) Провести экспериментальное исследование влияния уровня развития рефлексии на коммуникативные способности подростка.
4) Разработать рекомендации по развитию рефлексии у подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что в подростковом возрасте уровень развития рефлексии влияет на развитие коммуникативных способностей подростка.
Методы исследования:
- Теоретический анализ психолого-педагогической литературы
- Наблюдение
- Тестирование
- Эксперимент
- Статистический метод
Практическая значимость работы определяется использованием разработанных рекомендаций для педагога-психолога направленных на развитие рефлексии у подростков.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы рефлексии и общения в подростковом возрасте
1.1 Понятие рефлексии в научном мире
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.
В современных энциклопедиях рефлексия определяется как мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, характера, отношений к себе и к другим, своих задач, назначения и так далее. ............