Часть полного текста документа:Влияние школы на полоролевую социализацию в самооценке подростков Бондаренко Р.А., ассистент каф. теории и истории педагогики, канд. пед. наук Остается открытым вопрос о направлении влияния школы в сфере полоролевой социализации на мальчиков и девочек. Среди исследователей распространена точка зрения о фемининном влиянии общества и основных его институтов, в частности школы, на мальчиков, которое во многом обусловлено, по их мнению, половым составом педагогических коллективов. Так фемининный характер влияния влияния общества на мальчиков отмечает В.Е.Каган: "Мальчик в ходе феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать - воспитательница - учительница - женщина начальник), и, какими бы ни были призывы воспитания, сколько бы мальчик ни слышал от женщин, каким должен расти мужчина, он воспитывается прежде всего как "удобный в обращении" для женщин. Жесткость требований к маскулинности растет параллельно с социальными барьерами на путях маскулинизации, создавая мощный эмоционально-когнитивный диссонанс, способствующий либо полоролевой растерянности, либо утрированно-маскулинным полоролевым ориентациям. В связи с этим требования к феминности девочек прогрессирующе уменьшаются, в диапазон их полоролевых ориентаций все больше и больше включаются маскулинизированные стереотипы взрослых женщин. Наконец, сопряженные со многими трудностями отношения мужчин и женщин проецируются не просто на отношения мальчиков и девочек, а на усвоение детьми дисгармоничных, потенциально конфликтных установок маскулинности-феминности"(2, с.71). Односторонность влияния школы, которая поощряет прежде всего фемининные качества (ориентация на других, аффилиативные и экспрессивные тенденции), отмечают Ю.Е.Алешина и А.С.Волович(1, с.77). Для компенсации подобного воздействия, происходит резкое обособление мальчиков-подростков от женщин, формирование однополых мальчишеских компаний, которые служат противовесом той феминизации, помогают мальчику утвердиться в мужской роли. Но одностороннее влияние сверстников плюс внутренняя неуверенность мальчика подростка в том, насколько он соответствует завышенным критериям "маскулинности", часто порождают компенсаторное "гипермаскулинное" поведение (подчеркнутая агрессивность, грубость, пренебрежение к "женским" чертам характера). Сложившиеся положение весьма образно выразила Л.П.Тархова: "Заколдованный круг: если в характере мальчишки явно выражены маскулинные черты - он рискует угодить явно в дурную компанию; если по девичьи покладист и покорен - ему обеспечено как минимум ироническое неодобрение, чтобы не сказать презрение окружающих; все-таки парень должен быть парнем"(3, с.58). Нами была предпринята попытка проверить, как существующее положение воспринимают сами подростки. С этой целью было проведено исследование, в котором рассматривались влияние различных факторов на личность школьника. Всего в нем участвовало 147 учащихся(75 девочек и 72 мальчика) 9-х классов средних общеобразовательных школ N 29,43,49,58,71 г. Ярославля. Получены данные по самооценке характера влияний основных факторов социализации (сверстники, школа, семья, телевидение), с которыми подростки сталкиваются в повседневной жизни, на основе шкалирования, где мужественность/ женственность рассматривались как противостоящие. ............ |