Введение
Актуальность данного вопроса обоснована прежде всего тем, что мы живем в эпоху перегруженного информационного пространства, в эпоху растущего в геометрической прогрессии числа средств массовой информации.
Вследствие этого СМИ становятся все менее способными достучаться до человеческого сознания простыми методами донесения достоверной качественной информации.
Внимание аудитории рассеивается, и, чтобы его завоевать, СМИ вынуждены подстраиваться под самые примитивные ценности аудитории. Теперь они вынуждены строить обращения на сомнительных сенсациях и пугающих сообщениях.
СМИ как средство контроля ценностных ориентаций
Однако СМИ хотят не только подстраиваться, но и влиять на сознание людей, а это значит, что кроме подстройки под ценностные ориентации аудитории, то есть в некотором роде мимикрии, существует и навязывание ценностей, пропагандируемых данным СМИ.
Как это происходит и к каким последствиям приводит, мы рассмотрим подробнее в контексте теории о системе ценностных ориентаций и теории когнитивного диссонанса.
Способности мышления, памяти, фантазии, представления могут обслуживать деятельность, направляемую любой ценностной ориентацией, которой располагает личность. Знания организованы в систему, которая в основных своих принципах интерсубъективна и не зависит от системы ее ценностных ориентаций.
И тем не менее направленность и содержание всех психический процессов, вплоть до самых высших, регулируется ценностными ориентациями.
Это проявляется, в частности, в том, что психические функции работают с различной эффективностью, знания оказываются неодинаково легко воспроизводимыми в зависимости от того, насколько интенсивны ценностные ориентации, стимулирующие деятельность.
То же самое касается восприятия информации, получаемой от СМИ. Если она соприкасается с имеющимися в сознании личности ценностными ориентациями, то и воспринимать эту информацию личность будет эффективнее и с большим желанием.
На различных уровнях организации личности ценностные ориентации могут выполнять пять основных функций: экспрессивную, адаптивную, защитную, познавательную и функцию внутренней координации.
Экспрессивная функция выражает динамический, активный аспект ценностных ориентаций, способствует самоутверждению и самовыражению личности в данной культурной среде. Абрахам Маслоу назвал бы эту функцию самоактуализацией, что является высшей потребностью по его теории.
Следовательно, к этой ценности СМИ подступиться не так просто, потому что до самоактуализации доходят далеко не все индивиды, а лишь те, кто прошел предыдущие ступени (безопасность, потребность в пище, в социализации, в уважении).
Но все же и это им удается, если они предлагают читателям, зрителям или слушателям конкретные виды деятельности, приводящие к определенной цели. В этом случае воспринимающая сторона пробуя себя в предлагаемом деле, перенимает скрытые ценностные ориентации, заложенные в нем.
Адаптивная функция соответствует приспособительному аспекту деятельности. Приспособленность в данном случае не следует понимать как приспособленчество.
Каждое общество вырабатывает свои способы удовлетворения потребностей, свои нормы деятельности, свой особенный ритм жизни. ............