Часть полного текста документа:Влияние способности к рефлексии на успеваемость в учебной деятельности подростка. Домрачева Елена Николаевна, педагог-психолог, лицей №111, г. Новокузнецк. Исследование рефлексии является сложнейшей философской, социально - психологической и педагогической проблемой. Следует отметить, что в отечественной психологической литературе крайне мало работ, специально посвящённых данной проблеме. Проблема включения рефлексии в содержание образования лишь начинает набирать актуальность. Развитие рефлексивных способностей является одним из основополагающих факторов взрослеющей личности, влияющий на поведение и деятельность подростка. Рефлексия - это сложная работа, требующая усилий, определенных способностей. В то же время именно она позволяет преодолеть недостатки, сделать процесс самопознания более целенаправленным и осознанным. Однако иногда развитая способность к рефлексированию может и мешать, так как человек начинает заниматься бесконечным анализом, который может помешать созданию образа "Я". Рефлексия в подростковом возрасте - это анализ обучающегося собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А также это попытка отразить происшедшее с моим "Я": что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего "Я" с другим "Я": "Что значило для меня быть рядом с другими? Как воспринимал я иное поведение других?" Можно сказать, что появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: наряду с первичными условиями, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление). Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. В педагогике существует понятие педагогической рефлексии. Организуя деятельность учащихся, педагог стремится смотреть на себя и свои действия как бы глазами своих учеников, учитывать их точку зрения, взгляды, представлять их внутренний мир, оценку ими своей деятельности; пытается понять его эмоциональное состояние. В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с учеником, а также с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д. Требования, которые предъявляются учителем к ученику, система учебной работы и учебный материал, преподносимый на уроке, требуют от ученика новых мыслительных приемов, которые мало применялись в начальных классах, но становятся необходимыми подростку в его учебной деятельности. Подросток часто приходит к пониманию излагаемого материала через сомнение, недоверие, через отрицание. Новое сообщение он начинает воспринимать критически, задает вопросы, высказывает несогласие. Подростки могут спорить, рассуждать и в результате этого приходят к лучшему пониманию и усвоению знаний установлено, что учение подростка протекает нормально только тогда, когда обучение связано с практикой жизни, когда ученик понимает жизненное значение того, что он изучает. ............ |