Часть полного текста документа:Влияние стрессового фактора (экзаменов) на функциональное состояние спортсменов Ким Дэхун, Доктор медицинских наук, профессор Н.Д. Граевская, Т.И. Долматова, Г.Н. Кобыляну, И.Е. Макарчук, Н.Н. Варченко, К. А. Ганькин, К.В. Лаптева, В.В. Лакин, И.Н. Котова, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка Задача исследования - определить влияние стрессового фактора на состояние спортсменов. Цель исследования - найти наиболее корректный метод исследования, позволяющий констатировать изменения (на нейрогуморальном уровне), возникающие в результате воздействия какого-либо психоэмоционального фактора (в нашем эксперименте - теоретического экзамена). Объект исследования - студенты института физической культуры до и после теоретического экзамена. Исследования были проведены на кафедре спортивной медицины МГАФК. В эксперименте приняли участия 30 студентов 4-го курса различных спортивных специализаций (в эксперименте спортивная специализация и квалификация не учитывались, так как к 4-му курсу студенты в основном заканчивали занятия спортом и находились приблизительно в одинаковом функциональном состоянии.) К моменту обследования все спортсмены были здоровы, жалоб не предъявляли. Методы исследования. Для определения функционального состояния спортсменов были применены такие методы исследования: - общепринятые в спортивной медицине методы врачебного контроля, включая функциональную пробу Ромберга (III позу); - рефлексометрия, или зрительно-двигательный тест; - треморометрический тест; - бинокулярная синхронная пупиллография; - компьютерная рефлексодиагностика по Накатани "Диакомс". Из общепринятых методов исследования фиксировались параметры частоты сердечных сокращений (ЧСС ) и артериальное давление (АД), время удержания позы Ромберга (в с). Рефлексометрия, зрительно-двигательный тест (ЗДТ), или латентный период двигательной реакции (ЛПДР) широко применяются в спортивной практике. Этот тест можно рассматривать в качестве модели условно-рефлекторной деятельности человека, зависящей от функционального состояния центральной нервной системы. Метод нашел широкое применение при решении самых разнообразных научно-исследовательских задач из-за своей простоты и доступности. Информативность ЗДТ в значительной степени зависит от модели стереотипа раздражителей. Нами была применена модель, состоящая из одного раздражителя (простая сенсомоторная реакция) и представляющая собой серию строго определенного количества раздражителей - пять белых вспышек. Для определения истинной величины латентного периода условно-рефлекторных реакций, отражающей функциональные возможности исследуемого, необходимо предъявлять только положительные раздражители, так как чередование их с отрицательными, т.е. дифференцировочная комбинация, вызывает увеличение латентного периода и на положительный раздражитель с приближением к действию тормозного, начиная с первого (К.Е. Бугаев, 1968, Л.Г. Груева, 1980). С увеличением числа раздражителей он также возрастает как следствие самой тестовой нагрузки (Е.И. Бойко,1964). Оптимальное число положительных раздражителей, на которые следуют однохарактерные реакции, не превышает пяти. ............ |