Часть полного текста документа:Влияние татар на Кыргызстан в начале XX века Сабирджан Бадретдин Цивилизующая (просветительская) роль татарской диаспоры в регионе, ранее известном как Туркестан, широко известна. Татарские муллы, учителя и торговцы сделали большой вклад в образование и просвещение своих этнических братьев в Средней Азии. К сожалению, эта тема изучена недостаточно. Все, что мы знаем о влиянии татар в Средней Азии, происходит в большинстве своем из источников, которые фокусируются только на одном из аспектов этого явления или только на одном регионе Средней Азии. Одним из таких типичных источников является книга "Татары и башкиры в Киргизстане", опубликованная в Бишкеке, Киргизстан, в 19146 году. Автор, А.П. Ярков (этнический русский), несмотря на изобилие фактического материала в своем распоряжении, не представляет связного анализа татарской культуры, социального и религиозного влияния в Киргизстане. Тем не менее, книга содержит много интересных фактов, которые заслуживают нашего внимания. Вот некоторые из них. В последней четверти XIX века татары в Киргизстане были в основном торговцами, ремесленниками, рабочими, религиозными просветителями и учителями, так же, как и их семьи. Религиозные просветители сыграли сыграли важную роль в просвещении киргизов, особенно путем укрепления ислама среди них. Согласно очевидцам, религиозные убеждения киргизов на рубеже веков были не очень сильны. Очень часто они проводили похороны, свадьбы и другие религиозные церемонии согласно своим старым шаманским традициям. Но часто они приглашали татарского муллу или просто грамотного человека (который чаще всего был татарином) читать молитвы. Многие татарские муллы в Киргизстане были дервишами (путешествующие, или бродячие муллы), чью роль в распространении ислама трудно переоценить. Часто, эти люди становились муллами из-за неблагоприятных обстоятельств: татары, которые бежали от армии или судебного преследования в России, часто оседали в Киргизстане. По причине их грамотности и знакомства с арабским алфавитом, их часто просили проводить ритуалы и церемонии. Постепенно они становились широко известными и становились настоящими муллами. Религиозная литература, издаваемая татарами, нашла свой путь в Среднюю Азию, даже до того, как татарские муллы обрели устойчивое положение в Киргизстане. В начале 20-го века в Туркестане не было ни одной типографии. "Мусульманские" книги печатались только в 13 типографиях царской империи, восемь из которых были расположены на Средней Волге, а остальные в других местах. Книги, написанные на татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские народы. Первые книги на местных языках (диалектах) также печатались в Казани и других центрах татарского издательства, таких, как Оренбург. Например, первая книга на киргизском языке была опубликована в 1913 году в татарском издательстве "Каримов, Хусаинов и Ко". Кроме печатных книг, было много рукописных книг, большинство из которых приходили тоже из Среднего Поволжья. В отличие от местных учеников немусульманских школ, татарских учеников в медресе учили каллиграфии и черчению - навыкам, которые необходимы для производства рукописей. Татарские учителя также сыграли большую роль в распространении знаний среди киргизов. ............ |