Аспирантка Л.М. Беженцева
Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, профессор Ю.Т. Ревякин
Томский государственный педагогический университет, Томск
По данным мировой и отечественной статистики число детей, имеющих различные отклонения в развитии, резко возросло (И.Ю. Горская, Л.А. Суянгулова, 2000).
Основную часть такой категории детей составляют воспитанники детских домов, приютов, домов ребенка. В настоящее время вследствие сложившихся за последнее десятилетие неблагоприятных социальных и экономических условий в нашей стране увеличилось количество детей, попадающих в такие учреждения [8].
Подобных учреждений явно не хватает, они переполнены детьми. Не случайно президентом Российской Федерации перед вице-премьером В.И. Матвеенко поставлен вопрос о задачах по предупреждению и профилактике беспризорности.
В связи с этим огромное значение приобретает решение проблем коррекционно-воспитательной работы (в частности, средствами физической культуры) с детьми, воспитывающимися в детских домах и имеющими отклонения в развитии.
На психическое и общее развитие таких детей сильное влияние оказывает тот факт, что они перенесли разного рода травмы и насилия. Экспериментальные исследования (И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бердышевской, 1995; С.Н. Сатышевой, 1999) подтверждают, что у детей, растущих без попечения родителей, замедленные темпы психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, наблюдаются значительные отклонения в поведении, нарушения социализации, выражающиеся в неспособности адаптироваться к незнакомой среде, новым обстоятельствам.
Для многим из них характерно отсутствие ценностных ориентацией, воровство, жестокость, агрессивность, лень, лживость, отсутствие норм морали и нравственности. По данным Т.И. Шульги и Л.Я. Олиференко (1998), к психотравмирующим факторам, вызывающим отклонения в психическом развитии, которым дети подверглись в условиях неблагополучных семей, относят:
- шоковые психические травмы, способствующие утрате чувства безопасности (драки, пьянство, избиение и т. п.);
- постоянные психотравмирующие ситуации, способствующие проявлению беззащитности (противоречия в воспитании, появление отчима, мачехи, помещение в детские учреждения);
- эмоциональные депривации.
Наряду с этими отклонениями для данной категории детей характерно: слабое физическое развитие, низкий уровень двигательной подготовленности, особенно нарушения моторики (в большинстве случаев в сфере координационных способностей - КС). У детей, имеющих различные аномалии в развитии, возникают трудности при выполнении сложнокоординационных движений, а также понижены скорость и ловкость при выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений (Г.В. Чирки-на,1969; Е.М. Мастюкова,1982, 1985; А.А. Дмитриев, 1989; Т.Б. Филичева,1997).
КС - одни из наиболее существенных составных элементов двигательной функции. По мнению многих исследователей, они являются базой и создают предпосылки успешного формирования и совершенствования физических качеств (В.И. Лях, 1986; И.И. Сулейманов, 1986).
Доказано, что у детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья и получающих соответствующее возрасту физическое воспитание, все виды базовых КС развиты гармонично. ............