РЕФЕРАТ
На тему: «Внедрение автоматизированных информационных систем в сфере жилищно-коммунального хозяйства»
1. Обзор участников и их доли деятельности в ЖКХ
Подход к обзору
Первоначально идея структуры обзора намечалась в качестве сравнительной характеристики решений. Состояла она в наборе разных программ, составлении критериев сравнения и определении сравнительной оценки решений в таблице, где были бы проставлены «галочки» «есть/нет». Однако после получения первой порции информации стало ясно, что такой подход не годится: по причине огромного количества программ, которые заслуживают внимания. Сравнительная табличка получилась бы нечитабельных размеров.
Решено было изменить идею обзора, и построить его в виде описания «обобщенной системы для автоматизации ЖКХ», которое содержит все функциональные возможности, методы решения, архитектуру «идеальной системы». Такая информация может существенно помочь ответственным специалистам в выборе конкретного программного решения, сориентироваться в предметной области и оценить полноту функциональных возможностей предоставляемых различными системами автоматизации.
Что такое «ЖКХ»?
Чтобы исключить недоразумения при анализе информационных систем для ЖКХ, мы должны конкретизировать определение термина ЖКХ, который будет использоваться в данном обзоре.
Прежде всего, определимся с предметной областью: что же относится к ЖКХ? Расшифровка «Жилищно-коммунальный комплекс» недостаточно конкретна.
Так, например, можно ли отнести к ЖКХ системы, используемые муниципальными органами для управления коммунальными предприятиями? Внедренец или программист, занимающийся информационной системой для городских властей (может быть «для автоматизации учета в городском хозяйстве») ответит на этот вопрос утвердительно. Он считает, что у него есть подсистемы «бухгалтерия», «кадры», «промышленность»…., и среди прочих других есть «ЖКХ», которая ведет учет жилых домов, очередей на получение квартиры и т.п. А аналитик-программист банка, занимающийся сопровождением «операционного дня», может заявить о том, что у него есть блок «ЖКХ», предназначенный для импорта банковских проводок из системы платежей населения.
Чтобы определиться с термином, обратимся к структуре прикладной области. В центре задачи находится работа с населением по всем услугам, связанным с жильем. Все предприятия, организации, службы, которые работают непосредственно с населением, входят в первый уровень рассматриваемой задачи. Это уровень наших интересов в этом обзоре.
Следующий уровень – это учреждения, которые работают не с населением, а с предприятиями первого уровня. Информационные системы этих учреждений могут содержать модули, предназначенные для работы с предприятиями первого уровня. И так, как для них эта работа производится в направлении ЖКХ, то они могут также использовать эту аббревиатуру для названия своих модулей и функциональности систем. Мы не будем в этом обзоре рассматривать этот уровень – пока ограничимся первым уровнем – работа с населением.
Разумеется, на предприятиях ЖКХ используются информационные системы не только для работы с населением. Бухгалтерский, управленческий, налоговый учет им так же свойственны, как и всем другим предприятиям. ............