Часть полного текста документа:Внешнеэкономические аспекты продовольственной безопасности России Снижение уровня жизни народа, вызванное в последние годы падением производства, нарушением экономических и хозяйственных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, ухудшением финансового состояния народного хозяйства, привело к резким деформациям в структуре и объемах потребления населением продуктов питания. Отрицательное воздействие на эти процессы оказало отсутствие в переходный период четкой долгосрочной программы импорта сырья, материалов и оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности и развития экспорта готовой пищевой продукции. Попытки предприятий пищевой промышленности самостоятельно решать вопросы импорта путем закупки небольших партий сырья и материалов привели к необоснованному росту цен практически на все продукты питания, что еще более снизило спрос населения на них. В то же время отсутствие дифференцированного подхода к решению вопросов таможенного регулирования открыло российскую границу для бесконтрольного вывоза сельскохозяйственного сырья. Из-за рубежа в Россию устремился поток низкокачественных продовольственных товаров, которые продаются по демпинговым ценам. В результате объемы производства пищевой продукции в 1998 г. снизились, по данным Госкомстата РФ, по сравнению с 1994- 1996 гг. на 50% и более. Так, в 1998 г. объем производства цельномолочной продукции составил к уровню 1996 г. 31,2%, мяса-40,5, консервов плодоовощных - 24,5 ; маргариновой продукции - 34,3; кондитерских изделий - 51,6; сахара-72,1; крахмала сухого - 25,6; масла растительного - 70,2; консервов молочных - 60.5%. Практика последних лет показывает, что без государственной поддержки предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, решения вопросов финансирования импортных поставок, осуществления таможенного регулирования экспорта и импорта сырья и продовольствия невозможно стабилизировать ситуацию не только в этих отраслях промышленности, но и в целом в АПК. В то же время необходимо исходить из того, что обеспечение импортных закупок за счет государственных средств может быть осуществлено лишь для формирования федеральных и региональных продовольственных фондов (бюджетные средства регионов). Остальная часть сырья, как нам представляется, должна закупаться по импорту, исходя из потребности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с учетом экономической целесообразности (наличием покупательского спроса, конкурентоспособности отечественной продукции зарубежными аналогами и экономической эффективности производства ее в условиях рыночной экономики). Для импорта этих видов сырья могут использоваться внебюджетные источники финансирования (включая и выделение кредитов зарубежными странами, поставку сырья в счет задолженности России за ранее предоставленные кредиты и др.). Государство должно выступать гарантом возврата средств зарубежными партнерами в случае поставки импортного сырья с отсрочкой платежей. Для получения таких гарантий государства предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности может использоваться форма залога своей недвижимости или, к примеру, залога закупленного по импорту товара. Производство многих продуктов питания в Российской Федерации базируется на использовании сырья и материалов, закупаемых по импорту, и прежде всего это касается сырья тропического происхождения: чай, какао-бобы, кофе, специи, соки, фрукты и овощи. ............ |