Реферат
"Военно-политическая история Ислама до середины VIII в."
К концу жизни Мухаммеда образовалась исламская теократическая держава, охватывавшая почти весь Аравийский полуостров. Формально все население полуострова было мусульманским; фактически дело обстояло далеко не так.
Лишь меньшинство племен исповедовало ислам, многие даже не имели представления о том, чего от них требует эта религия, так что их подчинение пророку было только политическим и фискальным. Были и такие группировки, которые составляли оппозицию исламу как в вероисповедном, так и в политическом отношениях; ханифиты в Иемаме, а также те, кто сохранил верность христианству и иудейству.
Среди приверженцев пророка тоже не было полного единодушия. Имело место постоянное соперничество между мекканскими переселенцами-мохаджирами и примкнувшими в Медине ансарами, волновались все время бедуины, составлявшие наименее влиятельный элемент движения.
Форма религиозно-политического правления во вновь возникшем общеарабском государстве была предопределена тем, что вся светская и религиозная власть (эмират и имамат) находилась в руках Мухаммеда. Это оправдывалось его личным статусом пророка. После его смерти положение в этом отношении оставалось тем же, ибо его преемники стали "халифами", т.е. заместителями пророка, исполняющими его должность.
В религиозном отношении менялось лишь то, что если пророк рассматривался как руководимый божественным откровением и отдельными его актами, осуществляемыми в видениях, то халифы такого источника безошибочных решений были лишены.
Благоприятным для укрепления и распространения ислама явилось то обстоятельство, что первые два халифа - Абу Бекр (632-634) и Омар (634-644) - оказались талантливыми государственными деятелями и полководцами.
И новой религии, и государству, идеологическим знаменем которого она явилась, после смерти Мухаммеда пришлось выдержать сильные испытания. Почти вся Аравия была в короткий срок охвачена восстаниями и другими актами "отпадения" (аррида). Формально все это движение, разнообразное по составу участников и идеологической направленности, шло по религиозному руслу: ханифитские, христианские, языческие и иудейские племена заявляли о своем отпадении от учения Мухаммеда: одни - с требованием более последовательного монотеизма, другие - под влиянием христианской и иудейской антиисламской пропаганды.
По существу, этой религиозной оболочкой прикрывалось стремление к выходу из общеарабского государства и к восстановлению племенного сепаратизма. Во главе многих из восставших племен оказывались свои пророки и пророчицы, на примере Мухаммеда научившиеся черпать истины религии в видениях откровения.
Наиболее сильные группировки "отпавших" сосредоточились в трех областях: Иемаме - к востоку от Медины, Йемене - на юге и в области племени Бену Асад - на северо-востоке полуострова. Самым мощным из этих движений было йемамское, связанное с именем Масламы, или Мусейлимы, стоявшего во главе племени Бену Ханифа.
Еще при жизни Мухаммеда Мусейлима обратился к нему с посланием, в котором претендовал на полную религиозно-политическую самостоятельность для своего племени, обосновывая ее тем, что он, Мусейлима, является таким же пророком, как и Мухаммед. ............