Омский Государственный Университет им. Ф. М. Достоевского
Кафедра стилистики и языка массовых коммуникаций.
Доклад
По теме «Вольная русская типография Герцена и Огарева»
Работу выполнила
Студентка 3 курса
Группы ЯИ-702
Мога В.Р.
Проверила
д.ф.н. Мирошникова О. В.
Омск, 2009 г.
В Вольной русской типографии печатались «Полярная звезда» (с 1855), «Голоса из России» (с 1856), «Колокол» (с 1857), «Под суд» (с 1859), «Общее вече» (с 1862), «Былое и думы» Герцена, «Исторический сборник» (1859, 1861), «Русская потаенная литература XIX столетия...» (1861), «Записки декабристов» (1862, 1863), стихотворения К. Ф. Рылеева, революционные прокламации и др.
Мысль о Вольной типографии впервые зародилась у него в Париже в 1849 г., запущен же был первый станок летом 1853г. в Лондоне. Само название – Вольная русская типография – уже говорило о существовании русских типографий не свободных и не вольных.
Особых организационных затруднений, правда, не было: Герцен, располагая достаточными средствами, сумел при помощи польских эмигрантов за несколько месяцев найти все необходимое для типографии: станок, помещение, русский шрифт. О продаже и рассылке готовой продукции он договорился с солидной лондонской книготорговой фирмой Н. Трюбнера и с некоторыми другими европейскими фирмами (А. Франк – в Париже, Ф. Шнейдер – в Берлине, Вагнер и Брокгауз – в Лейпциге, Гофман и Кампе – в Гамбурге).
За границей Герцен познакомился и близко сошелся со многими замечательными деятелями европейской демократии – Кошутом, Маццини, Гарибальди, Виктором Гюго, Прудоном, Мишле и другими – и мог рассчитывать на их содействие и помощь.
Наконец, сам Герцен был в расцвете таланта, полон энергии, желания работать: «За утрату многого искусившаяся мысль стала зрелее, мало верований осталось, но оставшиеся – прочны...»
Половина всех сохранившихся писем Герцена за 1853-1856 гг. (184 из 368) адресована в Париж Марии Каспаровне Рейхель, близкому другу Герцена, его семьи и оставшихся в России друзей. Через М. К. Рейхель, не вызывавшую подозрения у русской полиции, Герцен переписывался с родиной. Из этих писем мы узнаем, что он считал отправку корреспонденций из России и получение там вольных листков и брошюр делом вполне осуществимым: «Литературные посылки идут преправильно в Одессу, в Малороссию и оттуда <...>. Неужели наши друзья не имеют ничего сообщить, неужели не имеют желания даже прочесть что-нибудь? Как доставали прежде книги? Трудно перевезти через таможню – это наше дело. Но найти верного человека, который бы умел в Киеве или другом месте у мной рекомендованного лица взять пачку и доставить в Москву, кажется, не трудно. Но если и это трудно, пусть кто-нибудь позволит доставлять к себе; неужели в 50 000 000 населения уж и такого отважного не найдется...» (письмо от 3 марта 1853г. XXV, 25).
Некоторые из московских друзей Герцена, запуганные николаевским террором, считали Вольную печать делом не только бессмысленным, но и опасным. М.С. Щепкин, приезжавший в Лондон осенью 1853г., тщетно уговаривал Герцена уехать в Америку, ничего не писать, дать себя забыть, «и тогда года через два, три мы начнем работать, чтоб тебе разрешили въезд в Россию» (XVII, 272). Щепкин при этом пугал Герцена теми опасностями, которыми Вольная типография угрожает его старым друзьям: «Одним или двумя листами, которые проскользнут, вы ничего не сделаете, a III отделение будет все читать да помечать. ............