Часть полного текста документа:Вопросы по истории экономики 1. Предмет курса "История эконом учений" Ист. эк. учений - это ист. эк. взглядов, объединенных в системы.(были концепции, кот. в учения не объединились, ПОЭТОМУ ИСТ. ЭК.УЧЕНИЙ - ПОНЯТИЕ БОЛЕЕ УЗКОЕ, чем ист. эк. м ы с л и , но некот.ученые, напр, англ. БЛАУГ, считают все эти понятия тождественными). Основа ист. эк. учений - ист. политэкономии. Первые попытки сист. эк. знания. - в др. Греции и Средневековье.Однако они не сложились в научные системы. Эк. знания стали самост. отраслью в 16-18 ст., в эпоху меркантилизма. М. был не столько научным учением, сколько практической политикой. М. интересовался определением сути богатства, поощрением экспорта. Начало науки положил Адам Смит. дальше появились критики Смиита. В частн. его уч. Сисмонди. Потом возник утопический социализм. В конце 19 в форм. неоклассическое напр, с ним связано появление микроэкономики. В 30-х гг. 20-го - кейнсианство, с ним связано появление макроэкономики. 2. Методы анализа истории эк. учен. а)историч., он же хронологич.б) логич.в) объединенный с анализом соц-эк. условий, в кот. форм. эк. взгляды.г) основан на анализе эволюци и концепций д) метод мотивационный или классовый (Маркс). Совр. авторы предл. разделить на 3 этапа: дорыночный, нерегулируемого рынка и эк. уче-ния рег. (соц-ориентированного) рынка. Не кот. пытаются отр. роль идеологии в эк. теории. Ноб. лаучеат Морис Алле считает, что эк. - не наст. наука, так как ее исходный материал связан с интересами и идеологией. 3.Задача курса ист. эк. учен. Понимание и развитие совр. эк. теорий. Преподавание ист. эк. мысли началось в конце 19 в. Первое фундамент. иссл. - Шумпетер,1954. Нужно изучать ист. чтобы понимать. например, почему развитые страны в своей эк. политике перешли от кейнсианских рецептов кнеоклассическим теориям. 4.Эк мысль древнего Востока(Египет, Месопотамия,Индия, Кит) В произв. древ. авт. отражены эк. вопросы, кот. регламентировали хоз. деятельность. Это документы, в основном, нормативного характера. Эк. знанию там (впрочем, как и любому другому) свойственны догматизм, априорность, даже символизм. С $ тысячелетия до н. э. начались: статистика, учет и анализ хоз. деят.,менеджмент=управление (отдельным хоз. и государством). Д р е в н и й Е г и п е д : дошли до нас произведения гос. чиновников: организация+управление гос. хозяйством, про отношения собственности, рабовладение, товарно-денежные отношения. Были зем. кадастры учитывался скот, проводились переписи населения. М е с о п о т а м и я: в отл. от Египта, быстро развивается частная собств. и тов.-ден. отношения, усиливается соц. расслоение общества. Законы "Кодекс Хаммурапи" 18 в. до н. э. : аренда, найм, ростовщичество. Защищает собственность, в частности, царя, храма, госслужащих и воинов. Д р е в н я я И н д и я: трактаты буддийские и брахманистские. Буддизм проповедует отказ от собственности для достижения нирваны как "вершины" счастья и спасения. Рабство - помеха нирване, долговая кабала - страшное горе. Родоначальник людей - Ману. В "Законах Ману" эк. рассматривается как сфера деятельности касты вайшья. Идеалом был эк. независимый хозяин. "Артхашастра" - трактат о гос.упр. и гос. доходах (состоят из налогов, штрафов, из доходов от торговли, кот. отдаются царю за то, что он охраняет страну). Д р. ............ |