Содержание
Введение
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СОСТРАДАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятия сострадания в научной литературе
1.2 Специфика проявления сострадания в младшем школьном возрасте
1.3 Значение слушанья музыки в воспитании чувства сострадания
Выводы по главе I
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1 Определение актуального уровня сформированности сострадания младших школьников (констатирующий эксперимент)
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
2.3 Программа музыкальных мероприятий, ориентированных на воспитание чувства сострадания в младшем школьном возрасте
Выводы по главе II
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Актуальность темы обусловлена назревшей необходимостью перестройки системы воспитания детей в условиях социально-экономических преобразований, происходящих в современном обществе. В настоящее время подрастающее поколение обвиняют в потере нравственных ориентиров, бездуховности, агрессивности, жестокости. Задачи гуманизации педагогического процесса требуют создания атмосферы обращенности к ребенку, обеспечения необходимых условий для его полноценного развития, в том числе развития его нравственной сферы, социальных эмоций, таких как сострадание, которое выполняет важнейшую регулятивную роль в психическом и личностном развитии ребёнка, определяют его отношение к другому человеку и самому себе.
Современное образование рассматривается как сложный процесс, создающий условия для развития личности. Много внимания уделяется воспитанию человека, ориентированного на понимание, признание и принятие другого человека. Для этого важную роль отводят музыкальному искусству, т.к. исследования многих ученых показывают, что музыка вызывает эмоциональный отклик у детей раньше других искусств.
Психологическое изучение эмоциональной стороны отношений представляет собой одно из самых актуальных направлений современных психологических исследований. Всё большее значение в работах придаётся изучению социальных эмоций (Г.М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, В.К. Котырло, М.И. Лисина, B.C. Мухина, П.В. Симонов и другие). Являясь базовыми в становлении личности, социальные эмоции направляют процесс социализации растущего человека, помогают ему "входить" в мир взрослых и сверстников. А.В. Запорожец отмечал, что социальные эмоции выполняют функцию ориентировки ребёнка в предметах и явлениях окружающего мира, играя при этом большую роль в формировании мотивов поведения. Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет исследование роли сострадания, эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные отношения. Эмпатия занимает одно из главных мест внутри социальных эмоций и является "ядерным" образованием личности, играя важнейшую роль в жизни ребёнка. Сострадание является одной из высших форм эмпатии.
Психологические традиции изучения эмпатии первоначально были заложены в трудах по философии и этике, что во многом обусловило научные подходы к теоретическому осмыслению явления. Многие исследователи (А.А. ............