Часть полного текста документа:Воспитание и обучение по Конфуцию Курсовая работа студентки 3 курса Пименовой Натальи Сергеевны Московский государственный педагогический университет им.Шолохова Москва, 2003 План: Введение Обзор источников и историографии Раздел 1. Педагогика Конфуция Раздел 2. Моральные принципы конфуцианской педагогики Раздел 3. Воспитание "благородного мужа" Раздел 4. Изречения Заключение Литература Велик, велик, велик Конфуций! Ему ведом вселенский путь вещей. Он телом стал одним и с Небом, и с Землей. О, Учитель десяти тысячи поколений!.. Гимн Конфуцию Введение Если заслуги учителя определяются тем, насколько его жизнь, его опыт и мысли продлеваются в учениках, то Конфуция и в самом деле можно назвать величайшим учителем всех времен: имя его стало символом мудрости целого народа, а память о его жизни, о его неповторимой личности сохранился до наших дней. Согласно Конфуцию, очеловечивает человека не что иное, как способность осмыслить свою жизнь, судить самого себя, совершенствоваться во всем - способность данная человеку от природы и все же реализуемая нами через непрестанное и многотрудное усилие. В ней сходятся и приводят к равновесию, друг друга, обусловливая, природное и культивированное, знание и действие. На усилие самосовершенствования, как всякая практика, всякое искусство, не может осуществляться на пустом месте. Оно требует своего материала, и материал этот, как хорошо видел Конфуций, поставляет ему культура, еще точнее культурная традиция, в которой запечатлен опыт совершенствования, самоочеловечивания многих поколений людей. В деле учительства, по определению, должно цениться в первую очередь не оригинальное, даже не умное, а просто долговечное, не переходящее, вечно преемственное в нашем опыте. Воистину же неизбывно всякое мгновение жизни, озаренное светом разума. Культура, по своей сути, есть жизнь, наполненная сознанием и сознательно прожитая жизнь не умирающая, ибо она простирается в вечность. А творчество, способность человека к самообновлению, открытию новых горизонтов своего бытия оказываются в итоге лучшим залогом человеческого постоянства. Конфуций был первым и, может быть, самым убежденным и самым последовательным защитником культуры в человеческой истории. Этим определено его значение как педагога. В условиях раздробленности в Китае велись непрерывные войны между отдельными княжествами, происходила борьба между различными группами общества, которая сопровождалась столкновением всевозможных взглядов и идей. И, как это ни парадоксально, именно в этот период в стране был заложены основы ведущих философских учений 6 - 3 века до н. э. можно считать периодом расцвета китайской философской мысли. Сторонники различных точек зрения пытались по-своему ответить на вопросы обустройства общества и поведения человека. В это время обратили на себя внимание люди, главным достоянием которых были их знания. "Это были так называемые "ученые" - своеобразная интеллигенция, услугами которой охотно пользовались князья, и знать, из среды "ученых" вышли многие китайские мудрецы. ............ |