Часть полного текста документа: МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Дефектологический факультет Дипломная работа Воспитание самостоятельности у учащихся вспомогательной школы в процессе профессионально-трудового обучения /на материале обучения швейному делу/ Слушателя ФПС отделения олтгофренопедагогики Варес И. М. Научный руководитель старший преподаватель Тушева Е. С. Москва 1997 год Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ П.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТАНОВКИ ОБУЧЕНИЯ ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ П.2. УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ ТРУДОВЫХ ЗАДАНИЙ ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕКОТОРЫХ ПРИЕМОВ ВОСПИТАНИЯ У УЧАЩИХСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТРУДОВЫХ ЗАДАНИЙ П.1. ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ П.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА Введение Основной задачей вспомогательной школы является подготовка умственно отсталых детей к трудовой деятельности. На данном этапе в школе еще неудовлетворительно справляются с этой задачей. Предприятия, на которые направляются окончившие школу дети, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники вспомогательной школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Выяснение причин слабой подготовки учащихся вспомогательной школы к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых актуальных задач олигофренопедагогики, положительное решение которой имеет важное теоретическое и практическое значение. В данной работе на основании длительного изучения состояния профессионально-трудового обучения по швейному делу во вспомогательной школе и проведение экспериментальных исследований делается попытка выяснить причины недостаточной подготовки учащихся к самостоятельному труду и определить методику работы учителей профессионально-трудового обучения, в наибольшей мере способствующей формированию у детей умения самостоятельно выполнять трудовое задание. Данная работа состоит из введения, трех глав и приложения. В первой главе рассматривается проблема воспитания у детей самостоятельности в процессе профессионально-трудового обучения и определяются задачи исследования. Во второй главе анализируется состояние трудового обучения учащихся во вспомогательной школе на современном этапе с точки зрения воспитания у них умения выполнять самостоятельные задания; рассматривается и определяется уровень самостоятельности учеников выпускного класса в ходе выполнения ими трудового задания. В третьей главе обосновывается эффективность предложенных методов и приемов обучения швейному делу учащихся вспомогательной школы на первом году (4 класс) профессионально-трудового обучения, которое направлено на воспитание навыков самостоятельности выполнения задания. Глава 1. Проблема и задачи исследования. Обучение и воспитание подрастающего поколения должно быть тесно связано с жизнью, с производительным трудом. Мы добиваемся того, чтобы труд, как создатель всех культурных и материальных благ, превратился в первейшую жизненную потребность. Трудовое воспитание детей и подростков в той или иной мере осуществляется в современной школе на протяжении всей истории. ............ |