Часть полного текста документа: ТЕМА ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ У ПОДРОСТКОВ НА УРОКЕ ФИЗКУЛЬТУРЫ 1. ВНИМАНИЕ КАК ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИ- КА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК НЕОБХОДИМАЯ ЕЕ СТОРОНА Вниманием называется процесс избирательного сосредото- чения сознания на предметах и явлениях внешнего мира, дейс- твиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно всегда включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности двигательные действия людей, в их поведенческие акты - поступки, Это обеспечивает ясность и отчетливость отражении действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности. 1.1 ВИДЫ ВНИМАНИЯ Различают внимание внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и пос- лепроизвольное. Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явлевия внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки. Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важ- ную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, дру- гими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой. Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется раз- личной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности. При произвольном вниманни сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменя- ющихся условий. Вот простой пример. На уроке литературы учи- тель рассказывает о создании С Пушкиным поэмы . В данном случае за- дача школьников - понять и запомнить, сколь нелегким был творческий путь великого поэта и сколь выразительной получи- лась у него картина замыслов Петра о создании новой столицы России - будущего Петербурга. Здесь внимание их включено в восприятие речи учителя. Затем учитель вызывает одного из учеников и предлагает прочесть из поэмы отрывок . Перед учеником стоит задача воспроизвести определенную часть поэмы, читая ее вслух. Здесь внимание включено в процесс выразительного чтения перед слушателями и сосредоточено уже, с одной сторо- ны, на точности передачи слов текста, с другой - на эмоцио- нальной передаче их смысла. Аналогичные примеры могут быть взяты из практики обуче- ния технике движения на уроках физической культуры, из уро- ков по другим предметам. В них отчетливо выступает организу- ющая и регулирующая роль произвольного внимания. Оно возни- кает и сохраняется легко в силу интереса, вызываемого самой деятельностью, высокой художественностью ее предмета. Произвольное внимание нередко требует проявления воле- вых усилий. Это отметил еще К. Маркс, анализируя процесс труда. Он писал: "Кроме напряжения тех органов, которыми вы- полняется труд, в течение всего времени труда необходима це- лесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необ- ходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнении, следовательно чем меньше рабочий наслаждается трудом как игрой физических и интеллек- туальных сил". ............ |