Воспитание жизнеспособности школьников
В толковом словаре русского языка слово "жизнеспособный" трактуется в двух основных планах: 1) биологическом — обладающий способностью быть живым, сохранять жизнь; 2) социальном — способный существовать и развиваться, приспособленный к жизни (жизнеспособность человека) [1].
В философии проблема жизнеспособности рассматривается через соотношение альтруистического и эгоистического в человеческом поведении. По мнению философа А.В.Гидлевского, "несмотря на преобладание в обществе эгоистов в результате доминирования эгоизма в механизме наследования, человечество имеет ресурс нравственности, который может быть увеличен посредством обучения высокоэффективным стратегиям интеллектуальной деятельности, существенно повышающим интеллектуальные возможности человека и формирующим высокий нравственный потенциал" [2, с. 305]. При определенных условиях эгоистические тенденции могут быть преодолены альтруистической жертвенно-созидающей личностной направленностью, сформированной посредством когнитивных технологий. В философии проблема жизнеспособности имеет преимущественно "жертвенно-созидающий" характер.
В психологии существует несколько подходов к исследованию жизнеспособности. С позиции одного из них она рассматривается как энергетический потенциал человека (Б.ГАнаньев, Д.А.Леонтьев, С.Мадди). Согласно Б.ГАнаньеву, жизнеспособность — это исходный компонент общей трудоспособности, влияющий на ее конкретные проявления, активность интеллекта, устойчивость установки на реализацию поставленной во времени цели; это потенциальная характеристика, не рассматриваемая в личностном аспекте. Между тем, Д.А.Леонтьев вводит понятие "личностный потенциал" как психологический аналог жизненного стержня человека, который отражает меру преодоления им заданных обстоятельств, самого себя, а также меру прилагаемых усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни.
Второй подход ориентирует на изучение жизнеспособности как особой модальности сознания (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова), которая связывается с его функциональной ролью в человеческой жизни и характеризует его как жизненную способность (в широком смысле слова) личности. В нестабильном, дисгармоничном обществе только человек и его жизнь сохраняют свою непреходящую ценность. В связи с этим особую значимость приобретает сознание, которое, оставаясь устойчивым, не просто отражает социальную действительность и адаптирует к ней личность, а максимально укрепляет ее позицию, содействует ее самовыражению и самореализации. Оно обеспечивает стабильность субъекта на протяжении жизненного пути. Благодаря статичности сознания выполняется функция защиты личности, сохраняется ее внутреннее равновесие при жизненных потрясениях, неудачах, разочарованиях.
Способность сознания (в отличие от самого сознания как способности личности) — это особая модальность, сущность которой состоит в интеграции множественных направлений его функционирования. Жизненные способности, в том числе и дееспособность личности, обеспечиваются в основном этой модальностью.
В соответствии с третьим подходом жизнеспособность является объектом кросскультурного исследования (Antony and Cohler, 1987; Cairns and Cairns, 1994; Fraiser, 1997; Glantz and Slobada, 1999; Rutter, 2001). ............