Часть полного текста документа:Воспитательные возможности естественнонаучных предметов Медушевский В. В. "Везде в мире мы видим царство мысли"1. Так, с внутренней стороны, как сияющая мысль Божия, материальный мир открывается святым людям. Первая потребность в познании диктовалась его красотой. Действием призывающей благодати Божией природа восхищает дух. Древние греки восторженно назвали мир "космосом" - красотою; русское слово "мир" сложено присоединением древнего суффикса -р- к нежной основе ми-, - той же, что и в слове "милый". А "от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их" (Прем. 13:5). "Как не удивляться и не придти в исступление человеческому уму, помышляя о творениях Божиих!" - восклицал св. Максим Исповедник (в начале четвертой сотницы глав о любви). "Понятия творят идолов, лишь удивление постигает нечто", - открывает нам критерий познания Григорий Нисский. За радость познания естественно возблагодарить Подателя познания. В германских языках denken думать недаром производно от danken благодарить. Неблагодарность же смертельно опасна для разумного человека: за неблагодарность отнимается дар разума. "Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью..." (Рим. 1:21-25). Восторг, удивление, чувство чудесности, радость и красота тварного мира, который свт. Василий Великий назвал "училищем боговедения", передались и экспериментальной науке. А ныне в ней предпосылки удивления и восторга умножились безгранично. "Вся тварь вопиет о Боге" (св. Иоанн Златоуст). Наука присоединилась к воплю огромностью своего опыта. "Когда ты идешь по берегу моря и видишь прекрасный дворец без хозяина, тебе не придет в голову, что его построила лисица или ласка" (Цицерон). В этот древний космологический аргумент бытия Божия современная наука внесла число, измерение и видение непредставимо точного предрассчета творения. Слова Бэкона "малое знание уводит от Бога, большое приводит к Нему" - оказались пророческими. Если вначале ученые изучали мир как язык - по отдельности спряжения, склонения, предлоги, лексику, то современной науке мир открылся как осмысленная речь, как величественная поэма, как изумительной красоты музыкальное произведение, столь совершенное, что изменение даже одной ноты произвело бы нестерпимую фальшь. Достаточно ничтожного сдвига в любом из сопряженных параметров, чтобы, например, остановилась эволюция мироздания и Вселенная навсегда застыла бы в глупой неподвижности. Если разум отказывается верить в самосотворение какого-нибудь простенького Боинга, то что сказать о неисчислимо тонкой настройке числовых параметров Вселенной? Презумпция о возникновении умных следствий от глупых слепых причин не соответствует данным науки; она ненаучна, ибо выбор численных значений в каждом из параметров уже в начальных мгновениях истории Вселенной обусловлен целью и точнейшим предрассчетом. Цель же есть присутствие конца в начале - конечная причина, по Аристотелю. ............ |