Ястребова А. В.
Нормализация звуковой стороны речи создает условия для дальнейшего ее совершенствования. Формирование морфологических обобщений составляет важнейший элемент этого процесса. На данной основе решаются наиболее существенные задачи: уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе; дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словоизменения и словообразования; адекватное использование лексических средств языка в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Как известно, слово является одной из значимых единиц языковой системы; оно выступает как нечто центральное во всей системе языка. При помощи слова называются предметы и явления, их особенности, свойства, качества, отношения и т.д. Слово является условным их обозначением.
Однако для обозначения того или иного предмета, действия, качества и т.д. словом необходимо иметь четкое представление о его звуковом составе, так как за каждым конкретным знаком закрепляется определенный звуковой комплекс, соответствующий фонологическим нормам данной языковой системы. Слово имеет не только определенное звучание, но и смысловое содержание. Содержанием каждого слова является понятие. Процесс называния предметов - это и процесс познания. За каждым словом скрывается сложная система связей и отношений, которые в нем отражаются, поэтому процесс овладения словарем тесно связан с овладением понятиями, с развитием познавательных возможностей детей, умением выделять существенные признаки предметов и явлений, вскрывать связи и отношения между ними. В русском языке большинство слов имеет не одно, а несколько лексических значений (полисемия). Каждое из значений проявляется в сочетании с другими словами.
Слово наряду с лексическим имеет еще и грамматическое значение. Например, слова дочка, точка, кружка различны по своему лексическому значению, но схожи в грамматическом отношении: все они имена существительные, единственного числа, 1-го склонения, имеют непроизводную основу и окончание -а. Данные общие признаки и составляют грамматическое значение этих слов. Слово в речи всегда имеет грамматическое оформление, иначе мы не могли бы им пользоваться для выражения мысли при построении предложения.
Все вышесказанное нужно иметь в виду при работе с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи. Организуя специальные занятия с такими детьми, учитель должен обратить основное внимание на количественное накопление словаря, необходимого для полноценного общения; правильное понимание детьми слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающей действительности и постепенного повышения их содержания как понятия; активизацию словаря (т. е. не только знание слов, но и усвоение сочетаемости слов, уместного их употребления в том или ином контексте). Усвоение новых слов происходит на основе ознакомления с постоянно увеличивающимся кругом предметов и явлений окружающей действительности, углубления и обобщения знаний о них.
Эта работа осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей, при целенаправленной организации речевой и мыслительной активности.
Важным направлением работы по обогащению лексического запаса является также ознакомление с различными способами словообразования. Этому придается большое значение, так как в процессе такой работы развивается способность восприятия и различения значимых частей слова, формируются наблюдательность, способность сопоставлять слова по их морфологическому составу, выделять и сравнивать различные элементы в словах. ............