Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет
Отделение социологии
Кафедра теоретической и прикладной социологии
Выпускная квалификационная работа
Востребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов города Асбеста
Екатеринбург
2009
Оглавление
Введение
Глава I. Допрофессиональная подготовка, как элемент общего образования
1.1 Образование как капитал
1.2 Система образования в современной России
1.3 Межшкольный учебный комбинат как элемент института образования
Глава II. Допрофессиональная подготовка и рынок образовательных услуг
2.1 Маркетинг образовательных услуг
2.2 Востеребованность в допрофессиональной подготовке учащихся старших классов (на примере исследования, проведенного в г.Асбесте)
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Образование – тема для науки не новая. Она десятилетиями обсуждается социологами, педагогами, писателями, общественными и государственными деятелями. Но и в наше время она остается актуальной. Сегодня вопрос об образовании стоит наиболее остро, так как нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. В цивилизованном обществе судьба человека, его биография и карьера зависит от двух основных факторов – здоровье и качества полученного образования.
Многие ученые, в том числе и социологи, рассматривали систему образования. Так, Э. Дюркгейм подчеркивал, что основная функция образования – передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры; К. Маркс раскрыл связь содержания и функций образования с классовой структурой общества; Р. Коллинз показал влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов; Т. Парсонс проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы; А. Турэн проследил взаимодействие системы образования, особенно университетов, с ее социокультурной средой. В становление отечественной социологии образования внесли вклад П.Н. Милюков, который рассматривал социальные вопросы истории просвещения России, начиная с Древней Руси; Л.С. Выготский проводил исследования в области педагогической психологии; П. Сорокин изучал профессиональную социализацию молодежи, профессиональную стратификацию и мобильность.
Сегодня в отечественной социологии накоплен большой опыт теоретических и практических исследований в области образования - М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин, Л.Я. Рубина и другие исследовали роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала мобильности. Накоплен материал и в сфере школьного образования: Г.А. Чередниченко - дифференциация в сфере общего образования; ВНИК 'Школа', В.С. Собкин, Э.Д. Днепров - диагностика состояния среднего образования; Л.Г. Борисова – проблемы средней школы и учительства. В этих работах рассматриваются жизненные и профессиональные планы учащихся, их отношение к школе, к проводимым реформам, социальное и психологическое самочувствие субъектов образовательного процесса. ............