РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
по теме: «Войсковой круг и присуд, традиции станичного самоуправления»
Содержание
Введение
1. Зарождение и развитие казачьего самоуправления
2. Упадок казачьего самоуправления
Заключение
Литература
Введение
Территорию, где формировалась донская казачья община, пересекали пути великого переселения народов с востока на запад. С древнейших времен здесь проживали два контрастных сообщества – славянское, стремившееся к мирной колонизации края, и стихия восточная, тюркско-монгольская, сметавшая на своем пути все ростки оседлой жизни и культуры.
В бурном водовороте культур, в борьбе с внешними врагами, в условиях постоянной военной опасности их разнородных, но объединенных общей идеей, лично свободных людей и сложился такой этнический феномен, как казачество.
Казаки стремятся изменить окружающее и способны на это. Именно они организуют дальние походы. Именно они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот, сражаются против захватчиков. При этом казаки выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.
Обладая от природы высокой культурой заимствования, донские казаки впитывали лучшее из культур составляющие их общину народов, способствуя возрождению в России центра демократии, ранее существовавшего в Новгороде Великом.
В данной работе рассматривается донское казачье самоуправление.
1. Зарождение и развитие казачьего самоуправления
С древности казаки жили самостоятельными и ни от кого не зависящими общинами – казачьими станицами.
Станица имела территорию – «юрт», границы которой в XVIII веке были определены достаточно четко. Изменить их могли только с согласия станичного общества, что со времен Екатерины II российским правительством подтверждалось неоднократно. В XVIII веке в станичных юртах стали возникать отдельные поселения, именовавшиеся хуторами. Число их в пределах одной станицы могло исчисляться десятками. Население станицы и принадлежащих ей хуторов называлось станичным обществом. Казак имел гражданство одного из казачьих станичных обществ. Никто, кроме самого станичного общества, даже сам император, не мог дать или отнять это право.
Высшим законодательным органом становится Войсковой круг – общее собрание казаков-воинов, получившее название от обычая становиться для решения важнейших вопросов жизни войска по кругу, чтобы видеть глаза друг друга и чувствовать себя равными с другими членами общины.
По старинным актам известны круги валовые (станичные), войсковые и полковые. Круги решали все общественные дела и при полной независимости и демократизме казачьих обществ были собранием полноправных членов представителей народа.
Станичный круг или сбор в системе казачьего самоуправления являлся распорядительной властью низшего уровня.
Сбор – это собрание наличных старшин и казаков, станицу составляющих. В руках станичного сбора сосредоточивалась вся распорядительная власть.
Лучший знаток истории своих предков В. Сухоруков по этому поводу писал, что «предела власти сих народных собраний нельзя узнать с точностию, ибо в действиях народа своевольного (каковы были донцы в XVII веке) весьма многое допущалось по случайности и прихоти; они даже иногда позволяли себе смертную казнь, но по настоящему им принадлежало только решать ссоры и тяжбы, судить виновных и распоряжать делами общественными. ............